Непривлекательные даты изготовления молочных продуктов размазываются ацетоном, окаменевшее печенье упаковывается в пенопластовую тару, а на этикетках красуется дата расфасовки вместо «дня рождения» продукта. Супермаркеты ведут охоту на кошельки невнимательных покупателей. И оружие в этой охоте - маркетинговые ходы.
Маленькие, но по три
Один из способов психологической атаки на потребителя - указание цены в граммах. Видя на витрине аппетитную котлету «по-киевски» всего за 5.50 сердце потребительское возрадуется и захочет ее приобрести. Однако котлетка после взвешивания непременно выйдет дороже. Кто в этом виноват? Только тот, кто не углядел, что цена указана за 100 грамм товара. Как правило, после того как товар взвешен и запакован, дезертировать покупатели считают постыдным и направляются к кассе, коря себя за недосмотр.
Еще один вариант этого же приема: расфасовка в мелкиую тару. «Маленькие порции продукта кажутся дешевыми, - говорит Светлана, продавец. - Например, пол-литровая бутылочка подсолнечного масла стоит всего 6.50. Тогда как литр обойдется в 10 гривен». Путем нехитрых математических вычислений приходим к тому, что мелкофассованный продукт на самом деле оказывается дороже.
От перестановки мест слагаемых сумма меняется
Периодически супермаркеты занимаются перестановкой групп товаров или целых отделов. «Расчет прост, - комментирует Алла Мурза, маркетолог. - Человек привыкает к расположению отделов и через время начинает ходить привычным маршрутом строго за нужными ему покупками, минуя другие товары». Ан нет! Придет он в следующий раз за хлебом, а там - сюрприз: вместо него стоят банки с оливками. Может быть, их покупка не входила в планы, однако покупатель подумает: «Что-то давно я маслин не отведывал?». И так пока не привыкнет к новому расположению, будет еще какое-то время плутать, натыкаясь взглядом на продукты, которые раньше не замечал.
Отсутствие корзинок
У входа в супермаркеты посетителей встречают огромные тележки на колесиках. Вроде бы все сделано исключительно для удобства - ведь катить покупки легче, чем нести. Однако все не так просто, как кажется на первый взгляд. Покупатель, который катит к кассе одиноко лежащий в огромной тележке плавленый сырок, просто обязан испытывать психологический дискомфорт. И чтобы избавиться от досадного ощущения, пустое пространство тележки будет замаскировывать, набивая ее теми продуктами, покупку которых не планировал.
Запахи
Запахи работают на то, чтобы возбуждать аппетит и, следовательно, заставить купить больше. Установлено, что правильно подобранный запах, например аромат корицы или ванили увеличивает продажи на 50%.
Музыкальный гипноз
Музыка, подобранная в соответствии с лучшими традициями нейролингвистического программирования, вводит посетителей в «покупательский транс», провоцируя собирать с полок «урожай» совершенно ненужных товаров. «Механизм воздействия на психику потребителя прост, - разъясняет Наталья Донец, психолог. - Легкая ненавязчивая музыка вызывает позитивные эмоции. И эти ощущения покупатель подсознательно переносит на товар, который попадается на глаза». Так, чай, который вы вертите в руках кажется особенно ароматным, торт - необычайно вкусным, а кофточка - потрясающе стильной. Приятная музыка вытесняет мысли о деньгах и проблемах и покупатели склонны с легкостью совершать дорогие покупки. По словам Натальи, медленная инструментальная музыка вызывает дезориентацию во времени и покупатели проводят в торговом зале на 20% больше времени, чем планировалось, и тратят на 40% средств больше. А классические мелодии, сыгранные на фортепиано или скрипке к тому же возбуждают аппетит.