«Фаворити Успіху» logo ПриватБанк розказав про 5 технологій маніпуляції свідомістю клієнтів
© FAVOR.com.ua
 
ПриватБанк розказав про 5 технологій маніпуляції свідомістю клієнтів
  

Вам знакома такая ситуация: Вы переключаете телеканалы и вдруг случайно видите сцену ссоры с громкими криками и практически дракой… Вы не планировали тратить на это свое время, но решаете посмотреть, о чем речь…

А затем ловите себя на мысли, что убили 2 часа своего времени на просмотр реалити-шоу. Знакомо? Да, в любом реалити-шоу идет игра на Ваших эмоциях, и это манипулятивная технология. Точно такой же технологией пользуются и мошенники, которые пытаются Вас обмануть и заработать на Ваших страхах. Такая же технология срабатывает, когда Вами манипулируют неумышленно.
Что такое манипуляция и как с ней бороться – об этом пойдет речь в этой статье.

Отдельная графическая вставка мелким шрифтом: Манипуляция – скрытое психологическое воздействие на партнера по общению с целью добиться от него выгодного для манипулятора поведения.

Использование людских страхов – один из самых любимых приемов манипуляторов всех типов и мастей. Очень часто они играют на недостаточной информированности человека.

В последнее время мы часто наблюдаем картину, как, пользуясь нестабильной ситуацией в обществе, кто-то пытается сыграть на чувствах людей (чувстве страха, тревоги, стыда, надежды). Манипулируя чувствами, умышленно или нет, нас вынуждают совершать действия совершенно невыгодные, а порой и опасные, после которых остаются чувства обманутости и сожаления о содеянном (главные признаки того, что Вами манипулировали).

Как происходит манипуляция?

Манипулятор «эмоционально заряжает» информацию, чтобы преодолеть барьер разума и вызвать в человеке взрыв страстей. Это необходимо, чтобы заставить жертву необдуманно действовать.

Топ-5 технологий манипуляции сознанием: как не поддаться

ПриватБанк решил помочь клиентам разобраться в наиболее часто используемых манипуляциях и способах борьбы с ними.

Технология № 1. Слухи. Вброс неправдивой, но эмоционально заряженной информации для создания паники

Манипуляция

(чувство страха + эффект толпы)
В пространство, например через социальные сети, запускается информация о том, что срочно нужно забирать вклады либо же покупать/продавать доллар.

Ожидаемое следствие

Страшная правда заключается в том, что, услышав такое, вкладчики под влиянием страха, не имея никаких на то реальных оснований, не оценив информацию, могут пойти срочно в банк и забрать свои вклады, потеряв при этом все свои проценты и подвергнув деньги рискам физического характера. Или же люди могут поменять все свои средства в другую валюту, помогая заработать спекулянтам, которые эту информацию и запускают.

Усилитель манипуляции

Еще сильнее могут действовать слухи, если они подкреплены значимостью близких людей. Так, например, пост в Facebook о том, что мама/папа/родственник рассказали… Использование родственников придает правдоподобности сказанному. И вправду, зачем маме, папе, тете врать? Но вот источник, который им сообщил, – скорее всего, сомнителен. Ведь часто наши родные сами становятся заложниками манипуляций.

Как бороться

В первую очередь оценить информацию – наскольно надежны источники и на каких данных основывается информация? Самый простой и доступный метод – самим оценить, как дела у банка: посмотреть объективную статистику и почитать комментарии надежных экспертов рынка. Статистику Вы можете найти как сайтах самих банков, так и на сайте НБУ в разделе банковский надзор, где сможете сравнить разные банки по показателям капитала, активам и т. д. Читая экспертов, обращайте внимание на то, насколько человек является профессионалом в финансах, известен. Сравните разные мнения. Почитайте разные СМИ. Никогда не принимайте решения на основании данных лишь одного источника. Ведь бывает так, что в Интернете распространяются мнения якобы экспертов, о которых ранее никто и не слышал, и не понятно, кто они. Не исключено, что такие «мнения» могут быть проплачены. Проверяйте информацию. Если есть возможность отложить принятие решения, лучше рассмотреть вопрос целесообразности позднее, в более спокойном и адекватном эмоциональном состоянии.

Паникер теряет дважды.

Технология № 2. Мошенничество с картами на основе страха или на основе желания/надежды клиента что-либо выиграть (лотерея, подарок, акция).

Манипуляции

Этот вид манипуляций заключается в том, что человек в состоянии аффекта, под воздействием сильной эмоции готов сделать то, что при спокойном состоянии не сделал бы – предоставить номер карты, ПИН-код, слово-пароль и т. д. В случае со страхом мошенники, представившись сотрудниками банка, могут сказать, например, что со счета пропала определенная сумма, и, чтобы ее вернуть, СРОЧНО нужно сообщить пароль или подойти к банкомату и выполнить нужные действия. Главное слово тут – слово «срочно», чтобы у человека не было времени опомниться и принять рациональное решение.

В случае с выигрышем мошенники клиенту сообщают, что он победил в акции/лотерее и т. п., и просят сообщить данные карты, в том числе и секретные, якобы для перечисления выигрыша.

Ожидаемое следствие

Кража мошенниками всех средств со счетов клиента.

Как бороться

Никогда никому не сообщать секретные данные своей карты – ПИН-код; CVV-код; слово-пароль; временные пароли, приходящие на телефон. В случае звонков якобы от сотрудников банка с просьбами сообщить такие данные ни в коем случае не сообщать ничего и сразу же перезвонить в банк самим и рассказать о случившемся (тел.: 3700). В случае если есть подозрение, что кто-то пытается украсть Ваш финансовый телефонный номер (а он средство доступа к Вашему счету), немедленно нужно сообщить в банк и заблокировать счета.

Технология № 3. Мошенничество с картами в ресторанах (на чувстве стыда).

Манипуляция

При расчете в ресторанах не всегда, когда Вы сообщаете, что хотите рассчитаться картой, к Вам автоматически подходит администратор с POS-терминалом.

Возможное следствие

Вы отдаете официанту свою карту и теряете ее из вида. Этого категорически нельзя делать, ведь так Вы рискуете стать жертвой мошенника. На карте написан Ваш секретный CVV-код, который никому нельзя сообщать. Зная номер карты и этот код, кто угодно может рассчитаться Вашей картой в Интернете, за исключением случаев, когда у Вас стоит лимит/блок на операции в Интернете (установить такой лимит можно в Приват24 по ссылке – инструкция).

Как бороться

При расчете картой в кафе и ресторанах требуйте, чтобы POS-терминал принесли Вам, или сами подходите к нему. Не передавайте свою карту третьим лицам. Здесь манипулятор не официант, мы верим, что большинство людей честны и порядочны, но сама ситуация манипулятивна – Вам может быть стыдно проявить недоверие к официанту. И этим могут воспользоваться те единицы нечестных людей, которые работают вместе с мошенниками. Однако, поверьте, все уважают желание человека защитить свои права. Стеснение же в этом вопросе, наоборот, скорее демонстрирует неуверенность в себе и добрую службу Вам не сослужит. Защищайте себя!

Технология № 4. Фото временных явлений с комментариями про якобы глобальную проблему.

Манипуляция

(Чувство страха + эффект толпы)
В Интернет выкладывается фотография неработающего банкомата, например. В комментариях моментально найдется пару человек, которые начнут сеять панику, что скоро все банкоматы перестанут выдавать деньги.

Ожидаемое следствие

Клиенты начнут паниковать, что все банкоматы в стране не работают. Люди могут поддаться панике и решить срочно найти работающий банкомат и снять ВСЕ свои сбережения. Итог: у клиента на руках ненужные ему в данный момент наличные; люди, стоящие за ним в очереди к банкомату, не могут снять деньги в пустом банкомате; банкам приходиться в разы чаще обычного инкассировать банкоматы, что приводит к задержкам. И цепочка запустилась. Разумеется, это утрировано. Один клиент вряд ли заберет все деньги с банкомата, но если 10, 100 таких клиентов? Банки вынуждены вводить временные ограничения на снятие наличных, чтобы у клиентов был равный доступ к наличным. Этот шаг в свою очередь может интерпретироваться опять в иррациональном ключе и еще больше пугать людей. Так запускается массовая реакция. Подумайте, кому это нужно? Кто заинтересован в нестабильности?

Как бороться

Не поддаваться на провокации в комментариях. Если банкомат не работает, зайдите в отделение, получите деньги через кассу. Если же введены временные ограничения на снятие наличных, не делайте глобальных выводов, понимайте, что это временная мера банков для стабилизации ситуации. Как только ажиотаж спадет, всё вернется в привычное русло.

В обычное время клиент не поступил бы так, как описано выше, понимая, что в банкомате временно закончились деньги и что их все равно можно получить в кассе. Но суть манипуляции в том, что она играет на ситуации, против уже и так взволнованных и втревоженых клиентах. Ведь кому сейчас спокойно? Страна переживает одно за другим политическое потрясение на пути к своему демократическому преобразованию и экономическому росту.

Технология № 5. Подделанные скриншоты разговоров в Skype.

Манипуляция

Запускаются подделанные диалоги якобы сотрудников банка или выдуманные телефонные разговоры.

Ожидаемое следствие

Зависит от содержания, но работает по той же схеме, что и технология № 2.

Как бороться

Не верить непроверенной информации. При возникновении вопросов сами перезвоните в банк по телефону 3700 или обратитеть в чат «Помощь Онлайн» к специалисту банка и проясните для себя ситуацию.

Хотите узнать больше о технологиях манипулирования и как им противостоять?

Тогда читайте:

Арансон Э., Пратканис Э. «Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление»

Книга дает блестящий, остроумный анализ моделей, мотивов и результатов «усилий массового убеждения, стремящихся повлиять на то, как мы думаем, что мы покупаем, как мы голосуем и что мы ценим».

Вуйма А. «Черный PR. Защита и нападение в бизнесе и не только»

Черный не значит грязный. Черный PR – это честная информационная борьба, в которой побеждают лучшие.
Вы специалист по рекламе или по связям с общественностью? Тогда эта книга даст Вам принципиально новые возможности, которые позволят превзойти многих.
Вы предприниматель, и Вам надо пробиться на рынок с Вашим товаром? И Вы не знаете, что делать с конкурентом? Есть эффективный и бескровный способ нападения – черный PR!
Вы предприниматель, и в последнее время Ваш бизнес висит на волоске из-за цепи роковых случайностей? Вам кажется, что Вас преследует злой рок? Вряд ли, скорее всего это черный PR конкурента. Как защититься от него? Есть надежный способ – черный контрпиар!
Вы непредприниматель и не имеете никакого отношения к бизнесу? Хотите знать, как делаются скандалы? Как создаются новости? Кто режиссирует митинги, демонстрации и даже революции? Кому нужно, чтобы Вы узнавали (или не узнавали) о пикантных событиях в верхнем эшелоне власти?
В этой книге Вы найдете ответы на все эти вопросы. Эта книга – практическое руководство к действию. Из этой книги Вы узнаете, что делается за кулисами гигантского театра, который называют цивилизацией. И как стать одним из его режиссеров.

Чалдини Р. «Психология влияния»

«Психологию влияния» знают и рекомендуют в качестве одного из лучших учебных пособий по социальной психологии, конфликтологии, менеджменту. Эта работа, подкупающая читателя легким стилем и эффектной подачей материала, является тем не менее серьезным трудом, в котором на самом современном научном уровне анализируются механизмы мотивации, усвоения информации и принятия решений.

Харрис Р. «Психология массовых коммуникаций»

Эта книга откроет для Вас секреты воздействия на человека средств массовой информации: телевидения, радио, газет, журналов и многих других электронных и печатных СМИ. Вы узнаете тайны управления массовым сознанием, информационной войны, информационного насилия, манипулирования общественным мнением, различных видов рекламы. Изучив эту книгу, Вы узнаете, как не стать заложником манипуляций массмедиа и как обеспечить собственную информационную безопасность.
Всем, кто хочет защитить себя и своих детей от ложных ценностей и навязанных стереотипов.

Крысько В. «Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт)»

Психологическая война – это специально организованное и профессионально осуществляемое воздействие на сознание, чувства и волю противника для достижения политических целей. В течение всего XX века масштабы и значение психологической войны непрерывно возрастали. К настоящему времени она превратилась в одно из наиболее эффективных средств борьбы между государствами, а также между партиями, религиозно-этническими и финансово-экономическими группировками внутри стран.

Автор описывает ее задачи, формы, средства, методы, практический опыт.

Гусев Д., Матвейчев О. «Уши машут ослом»

Книга «Уши машут ослом. Современное социальное программирование» в остроумной и шокирующей манере повествует о теории и практике политического консалтинга и связей с общественностью в современной России и в мире. Авторов отличает нестандартность и революционность в понимании роли гуманитарных технологий. Книга написана популярно и рассчитана на самый широкий круг читателей: политиков, бизнесменов, журналистов, консультантов и специалистов по связям с общественностью, студентов гуманитарных специальностей – на всех, кто интересуется механизмами манипулирования сознанием.

Оруэл Дж. «1984»

Название романа-антиутопии, изданного в 1949 году, его терминология и даже имя автора впоследствии стали нарицательными и употребляются для обозначения общественного уклада, напоминающего описанный в «1984» тоталитарный режим. Произведение неоднократно становилось жертвой цензуры в социалистических странах и объектом критики со стороны левых кругов на Западе.

 
вул. Грушевського, 1д, м. Київ 01001, Україна
Тел.: (380) 562-390-000
Факс: (380) 562-390-271
E-mail: privatbank@pbank.com.ua
Веб:
https://favor.com.ua/article/18707.html