Украинский рынок доставки еды может вырасти в 23 раза за ближайшие годы. Да-да, в этой цифре нет ошибки. Мы находимся только на стартовой точке Желтые рюкзаки заполонили крупные украинские города. 10 000 человек с эмблемой Glovo хотя бы раз в месяц работают курьером и доставляют вам еду. Сервис доставки Glovo уже работает в 26 странах на четырех континентах. А начиналось все в Барселоне в 2015 году с простенького приложения с одной кнопкой. В Украине Glovo проработал почти год – с октября прошлого года, когда запустилась локальная версия мобильного приложения. На прошлой неделе в Киев приезжал испанский сооснователь компании – Саша Мишо (Michaud). Журналист Liga.Tech (http://tech.liga.net/) встретился с ним в кафе возле Киевского велотрека и записал блиц-интервью. На локальные вопросы помогал отвечать генеральный менеджер Glovo в Украине Дмитрий Расновский. Как начинали бизнес Саша из Барселоны. В интернет-бизнесе он с 90-ых. В Glovo у него есть партнер – Оскар Пьер. Он тоже родился в Барселоне, потом поехал учиться в США. У них обоих была идея создать своеобразный Uber, только не для доставки людей, а вещей. С помощью заказа через приложение. Оскар пожил в США, и видел, что эта сфера там уже довольно хорошо продвинулась вперед. Люди начали вызывать Uber, чтобы поехать в McDonald’s и забрать оттуда еду. В США уже была компания, которая начала заниматься доставкой еды и прочих вещей в 2011 году. Она называлась Postmates. Она и Uber были хорошими примерами для будущей Glovo. В 2014 году Саша встретился с Оскаром, который уже начал работать над локальным проектом по доставке еды, и предложил: «Почему бы нам не сделать сервис вместе. У нас похожие идеи». Для Оскара это был первый проект. Ему было на тот момент 22. Партнеры запустили компанию в начале 2015 года. Посевные инвестиции были небольшие – 140 000 евро. В марте уже обслужили первый заказ. Первую версию приложения сделали очень быстро – за 2,5 месяца. Первое приложение было очень простым: кнопка с полем, куда человек вписывал, что ему нужно доставить. Оно быстро стало вирусным. Людям очень понравилось так делать. Но заказов не было много, как в принципе и людей, которые их доставляли. Все они поступали к нам в офис, мы садились на байки и развозили их. Сервис запустился в Испании, потом открылись Италия, Франция, Португалия. И теперь Glovo работает в 26 странах. Киев – не Барселона Потенциал большой и, скорее всего, рынок будет очень важным для Glovo. Украина уже одна из самых больших в регионе. Сервис растет здесь очень быстро, в него инвестировали уже несколько миллионов евро. Это не Барселона. Зимой здесь на байках доставлять гораздо сложнее. Но Glovo приспособился – курьеры могут ходить пешком, ездить на авто или общественном транспорте. И это сработало. Время доставки сильно не выросло. Показатели в первую зиму были хорошие. Подход к способам доставки в каждой стране вырабатывается свой. Например, в Африке в центре городов курьеры и на роликах доставляют заказы. Прорывы в Украине В начале года Glovo достигла показателя 100 000 заказов в месяц. Из всех стран Европы Украине понадобилось меньше всего времени, чтобы выйти на такое количество заказов. Средний чек составляет 10 евро. По расчетам Liga.Tech (http://tech.liga.net/), весной среднемесячный оборот таким образом превышал миллион евро. Сейчас он больше. Растет примерно на 25% месяц к месяцу. Но абсолютных цифр в компании не дают. Доход компании – комиссия, которую рестораны платят за доставку – в среднем 30%. Как правило, в городах наподобие Киева Glovo выходит на операционную прибыль за 18 месяцев. Glovo против конкурентов Есть сервис AppAnnie, который считает все загрузки приложений. В этом году доля по количеству закачек приложений сервисов доставки еды у Glovo была порядка 82%. На Uber Eats, Eda.ua, Ракета (доставка еды в Днепре) приходилось всего 18%. Армия курьеров В этом году активных курьеров более 10 000. Это те, которые сделали хотя бы одну доставку в течение месяца. Если вообще говорить о всех людях, которые в Украине хоть раз пробовали себя в роли курьера Glovo, то таковых будет около 40 000. Многие совмещают работу или учебу с подработкой в Glovo. Более 50% курьеров работают меньше 20 часов в неделю. Протесты курьеров против Glovo 22 июля в Киеве под офисом сервиса курьерской доставки Glovo прошла акция (https://biz.liga.net/all/fmcg/video/miting-kurerov-glovo-i-otvet-kompanii-video) протеста. Митингующие требовали отменить новую систему начисления оплаты и улучшить условия труда. И якобы им придется работать 80 часов в неделю, чтобы получить прежний доход. Через месяц Glovo ввела страховку (https://tech.liga.net/technology/novosti/glovo-zastrahoval-jizni-kurerov-v-ukraine) жизни курьеров. Когда мы выходим на рынок, то субсидируем много заказов, чтобы обеспечить курьерам привлекательный уровень дохода. Когда количество заказов в час становится больше, система оплаты доставок меняется. Так и в Киеве – заказов стало много и мы отменили гарантированную оплату за время, когда курьер просто ожидает заказ и не делает доставку. Мы также изменили бонусную систему, чтобы стимулировать курьеров повышать продуктивность и выполнять больше заказов. Касательно времени работы: невозможно выполнять заказы 80 часов в неделю. Максимум с перерывом – 12 часов в день, это ограничение платформы. Сколько получает курьер Медианный доход получается около 20 000 грн в месяц. Если курьер продуктивный и получает бонусы, то его доход составляет более 130-150 грн в час. Курьер Glovo в Украине в час может получать больше чем официант, учитель или чем люди из ряда других профессий. О рекордах В прошлом месяце со всеми бонусами несколько ребят на скутерах получили порядка 55 000 грн. Некоторые люди просто ждут заказы, сидя в районе, где ничего не происходит. И они не могут там много заработать. Но есть и знающие как и что делать ветераны. О покрытии Сейчас в Украине Glovo работает в 9 городах. До конца года сервис собирается достичь отметки в 15. Мы идем в города с населением более 200 000. Это наш нижний лимит. Таких городов около 30 в Украине. Наш выход в новый город связан не только с количеством населения, но и с количеством ресторанов в нем, покупательской способностью людей. На Киев приходится порядка 50% выручки, и его доля будет снижаться по мере открытия новых городов. Но сейчас растут и новые города, и Киев. Сколько ресторанов и магазинов в Украине подключены к доставке Glovo Если считать по адресам, то их более 4 000. McDonald’s и Salateira – самые крупные клиенты. Но есть очень много небольших сетей или отдельных ресторанов, с которыми сервис работает. Например, самый первый партнер – street food cafe Вьетнамский привет на Бессарабке. У них очень хорошие результаты. Сейчас активно развивается доставка из магазинов. Это будут не только супермаркеты как Auchan, с которым мы уже работаем, но и нишевые магазины. Скажем, место, где продаются лучшие сыры в городе. Во многих регионах мы работаем напрямую с большими брендами – Nestle, Unilever. Оценка потенциала рынка в Украине Мы отталкиваемся от количества заказов на одного человека в месяц. Сейчас в Украине это 0,02 доставки. Если взять Испанию, то там этот показатель почти единица. Великобритания – 3 заказа на человека в месяц, Китай – 9. Поэтому ожидание Glovo с учетом нашей покупательской способности – наш рынок может вырасти в 23 раза в следующие несколько лет. Это составит менее 0,5 заказов на человека в месяц, что совсем немного по сравнению с другими странами, учитывая, что и в Китае, и в Испании, и в Украине люди едят три раза в день. Поэтому и дальше рынок будет расти. Портрет курьера Женщин в украинском Glovo около 5%. В четверг женщина на машине доставила Дмитрию Расновскому ланч. В самом начале к сервису подключались в основном студенты, молодые люди, которые знают, как использовать приложение. Но сейчас все больше разных людей присоединились к проекту. Сложно дать общий портрет. В декабре к Glovo подключился мужчина, которому было за 60. Он выполнял заказы каждый день, развозил еду на скутере и был одним из наиболее эффективных. ———————————— Цей документ було скопійовано з FAVOR.com.ua (https://favor.com.ua/article/31881.html). Всі права на матеріал зберігаються за його автором. При перепублікуванні посилання на джерело матеріалу є обов’язковим! Дата документу: 3 жовтня 2019 р.