«Фаворити Успіху» logo Путевка в никуда: как обманывают туристов
© FAVOR.com.ua
 
Путевка в никуда: как обманывают туристов
  

На эту неделю придется пик продаж туров на майские праздники. В первую декаду мая туроператоры ожидают увеличения потока отдыхающих на 40-50%. Пропорционально вырастет и число мошенников в отрасли. Как же уберечься от обмана?

Новый вид обмана — это поддельные сайты-двойники известных отелей или туркомпаний. Мошенники продают несуществующие номера и путевки. Иногда встречаются и вовсе отели-призраки: сайт есть, фото номеров и улыбчивого персонала присутствуют, а гостиницы такой нет. Обманщики охотно присылают агента на дом или на работу к клиенту. Через несколько недель сайты исчезают бесследно.

— Пока это единичные случаи. Но учитывая, что около 15% отправляющихся на отдых россиян бронируют туры и номера через интернет, этот вид мошенничества становится всё более распространенным, — поясняет «Труду» гендиректор юридической консультации «Визит» Анна Гладун.

Ежегодно жертвами мошенников становятся 5% российских туристов — это около 20 тысяч человек. Большинство обманов приходится на новогодние и майские праздники.

Самый распространенный вид обмана — продажа липовых туров. С прошлого года на российском рынке могут работать только туроператоры, вошедшие в Единый государственный реестр (туроператор указывается в путевке). Если фирмы в нем нет, то она, скорее всего, липовая, уверяют эксперты.

— Сейчас в реестре 4,5 тысячи фирм. Если возникнут проблемы, клиентам заплатят компенсацию, — рассказывает «Труду» вице-президент Ассоциации туроператоров России Андрей Игнатьев. — Каждый год появляется какая-то новая фирмочка, которая кидает по 300-500 человек.

Сейчас все предлагают примерно одинаковые цены. Если кто-то продает поездку дешевле на 100-200 долларов, то это обман.

Продают мошенники туры по 400-1000 долларов. Выбирают дальние направления с датой поездки не раньше чем через 2 месяца после продажи тура.

Вскрывается обман в аэропорту: туристы не находят своего чартера в расписании, пытаются искать крайних. Так, в августе прошлого года «сработала» фирма «Фенек Эйр», продавшая туры в Грецию, Тунис и Болгарию. После чего просто закрылась.

Другой распространенный случай — туристов отправляют на курорт, но там их не ждут. Прошлым летом компания «Ютем» отправила в Турцию группу детей, но их отказались заселять.

Но чаще всего агентства обманывают туристов по мелочам.

— 30% претензий возникают из-за невнимательности при составлении договоров. Когда возникает проблема, смотрят сами и удивляются, как же могли это подписать, — поясняет Анна Гладун.

Цифры

  • 40% — на столько увеличивается количество туристов с 1 по 10 мая
  • 5% туристов сталкиваются с мошенничеством
  • 500 человек становятся жертвами одной лжетурфирмы
  • $200 разницы в цене должны заставить задуматься об обмане
  • 20 дней с момента возникновения проблемы или окончания тура — в этот срок турист должен заявить о своих претензиях оператору

Как избежать обмана

  1. Путевки нужно покупать у туроператоров, внесенных в государственный реестр, и туркомпаний, сотрудничающих с ними.
  2. В надежной туркомпании есть каталоги с фото отелей и номеров.
  3. В договоре необходимо прописать:
    • наименование, адрес и реестровый номер туроператора, а также банка или страховой компании, у которой он получил гарантии;
    • в каких случаях и за что можно предъявлять претензии;
    • название страны, города, отеля, номер, количество кроватей, питание, перевозка, трансферы, услуги;
    • основания и порядок расторжения договора.
  4. Все возникающие на отдыхе проблемы подтверждайте письменно — справками из отелей о переселении, из аэропорта о задержке рейса. Либо составляйте акт, где должны быть указаны место и дата заполнения, суть проблемы и присутствовать подписи двух свидетелей с их паспортными данными, адресами и телефонами.
https://favor.com.ua/article/322.html