Общие характеристики слуха могут более детально раскрыть их как явление. Учет характеристик слухов, безусловно, важен в вопросах управления ими. Если ситуация имеет однозначный характер, слухи не смогут составить конкуренцию достоверно известным фактам. То есть, там, где возник слух, присутствуют недосказанность, таинственность и непредсказуемость. События, попадающие в сферу слуха, как правило, касаются базовых человеческих ценностей: жизнь, смерть, любовь, безопасность, свобода, деньги, жилье, семья и т. д. При этом слух, как мы уже говорили, - это эмоционально окрашенная информация, которая обычно стремится к персонификации и концентрируется вокруг известных людей - писателей, ученых, артистов, политиков, спортсменов (так как эти люди на виду, хорошо известны). Слух включает у человека такие механизмы психологических защит как идентификация, проекция, интроекция. Слухи передаются из уст в уста (речь не идет о способах запуска слухов). Один человек может рассказать новость нескольким, те, в свою очередь, передают информацию дальше, но не одному, а нескольким людям. Для слуха характерна однократная воспроизводимость перед слушающим. Второй раз одному и тому же лицу слух не пересказывается. Таким образом, по мере устаревания информации увеличивается число владеющих ею людей, и слух постепенно «умирает», поскольку не каждый, кто получил эти сведения, распространяет их. По времени функционирования слуха была установлена цифра 12-15 дней, после которых слух стирается или вытесняется. Слух чаще всего является продуктом ситуации, нежели чьей-то личной инициативой. Это означает, что в определенной ситуации и при соответствующей мотивации в передаче слухов может принять участие любой человек. В силу амбивалентности нашего бессознательного, функционирование абсолютно противоположных друг другу слухов нисколько не снижает эффективность воздействия на толпу. Поскольку слух - это мощное средство воздействия на людей (можно отнести его к одним из самых сильных приёмов воздействия на человека), необходимо учитывать следующие его характеристики: Слух часто содержит информацию, принципиально умалчиваемую средствами массовой коммуникации. Не будем далеко ходить за примерами: все хорошо помнят, как долго в народе ходили слухи о причинах гибели подлодки «Курск». Слухи могут нести позитивные, негативные и нейтральные последствия, итоговое сальдо которых определить весьма затруднительно. Слух подается как информация, соответствующая действительности. Слухи представляют значительный интерес для PR, поскольку позволяют передавать любую информацию. Мы почувствовали этот интерес очень остро в последней предвыборной кампании, когда конкуренты взяли под свой контроль почти все СМИ. Слухи стали одним из основных способов передачи информации избирателям. Еще одна важная характеристика слухов: они четко указывают «белые пятна» коллективного сознания, которые остались вне сферы влияния СМИ. Например, хорошо видно, какие имиджевые характеристики кандидата или политической партии есть в сознании людей и как они представлены. Без учета характеристик слухов работа с ними, мягко говоря, не всегда приводит к желаемым результатам. Вот примеры некоторых типичных ошибок: запускается слух и не просчитываются его негативные последствия; запускается негативный слух, а он начинает работать на конкурента; запускается слух с расчетом его максимальной эффективности к определенной дате, а он или успевает затихнуть или не достигает ожидаемого пика распространения и т.д. |