«Если помещение — это 50% финансового успеха ателье, то швеи — вторые 50% — плюс та самая репутация, которая дороже денег.« Анна Зимова совершенно удивительный предприниматель. Если большинство деловых людей в условиях разразившегося Кризиса с трудом удерживают на плаву один бизнес, то Анна умудряется успешно развивать два независимых направления. Будучи совладельцем популярного пиар-агентства Antenna Сommunications Анна решила организовать еще и... ателье «Пуговка». Именно своим опытом создания прибыльного ателье с нуля Анна Зимова и согласилась поделиться с читателями. И, забегая вперед, можем вас заверить, что интервью получилось наредкость информативным и насыщенным практическими советами. Анна, как случилось, что вы, признанный специалист в области пиар-технологий, решились на такой неожиданный шаг, как открытие ателье? Как вы пришли к мысли запустить направление бизнеса, которое абсолютно не связано со спецификой существующего? Как родилась идея этого бизнеса? Те, кто знает меня как пиарщика, не догадывается о том, что я руковожу ателье — и наоборот. В 2002 году вместе с партнером по предыдущей работе мы организовали пиар-агентство, которое относим к разряду «бутиковых» — мы работаем с довольно узким кругом крупных клиентов, среди которых строительные, ювелирные и ресторанные сети, промышленные компании и др. Гордимся тем, что большинство клиентов, с которыми «все начиналось», сотрудничает с нами и по сей день. Мы – так называемые «журналистские пиарщики», те, кто раньше был журналистам, а потом открыл свое агентство и сосредоточил свои усилия на работе со СМИ, т.к. знает о ней не понаслышке и располагает связями в этой среде. Такие агентства в качестве основных услуг предлагают организацию пресс-конференций, семинаров, брифингов, организацию интервью и проч. Как говорится, ничто не предвещало открытия ателье. Сейчас же есть 2 совершенно разных направления бизнеса, и точек соприкосновения они не имеют. На первый взгляд, это покажется неправильным, но, если судить по результатам деятельности, то ничего плохого в этом нет. Еще много лет назад появилась мысль о том, что со временем необходимо будет развивать новый бизнес. Пиар — как спорт больших достижений, — ты довольно рано начинаешь думать о том, что будет «потом». Во-первых, он практически полностью абстрактен, т.е. ты не видишь плоды своего труда, не можешь их потрогать руками, — а со временем потребность в этом появляется у всех. Во-вторых, не то чтобы он был делом только для молодых, но уж слишком он зыбок и изменчив… Мне кажется, основные варианты будущего для пиарщика – идти в «тренеры» или открыть свой «свечной заводик». Из возможных вариантов нового бизнеса ателье казалось самым подходящим. Оно не требует огромных стартовых затрат, быстро окупается, всегда будет востребовано клиентами. К тому же это очень мобильный бизнес и он находится на подъеме. Еще немаловажный плюс — наличие родственников и друзей, которые подскажут на начальном этапе, как следует поступить, распорядиться деньгами. У меня такие были. Открыть ателье не доходили руки. Но помог, как ни странно финансовый кризис, — освободил ровно столько времени, чтобы организовать деятельность нового направления. Сколько времени заняла реализация идеи от начального замысла до конечной организации сети ателье? Целый год, из которого десять месяцев пришлись на раздумья, разговоры о том как это будет, и ожидания, и только два — на закупку оборудования, поиск сотрудников и проч. Во скольковам обошлась её реализация? Связи, приобретенные за время работы в пиар-агентстве, помогли сократить затраты во много раз. К тому моменту у нас была полная база торговых помещений, возможность напечатать рекламные носители и полиграфию буквально «за муку». Мы самостоятельно раскручивались. Даже ручки-линейки-карандаши-папки были взяты из агентства. Таким образом, если я назову реальную цифру, то это будет несправедливо к тем, кто хочет открыть ателье. Скажу об основных статьях расходов: – аренда помещения (необходимо будет заплатить за два месяца вперед и еще внести сумму за один месяц риэлторскому агентству, если вы будете работать с ним. Аренда в крупном торговом комплексе высока – порядка 40 000 -100 000 руб. за помещение 20-25 м.кв. В торговых комплексах в спальных районах за такое же помещение попросят 15 000 – 40 000 руб.). Мы нашли помещение напрямую, без агентства и в спальном районе — экономия налицо. – расходы, связанные с регистрацией юрлица (для ателье сойдет форма собственности ИП, и стоит ее зарегистрировать около 1500 рублей), если вы делаете это самостоятельно в ИФНС №15, не прибегая к услугам посредников – покупка оборудования. На первом этапе потребуется хотя бы две-три машинки — плоскошовная прямострочная (главная машинка в ателье), подшивочная (для низа брюк — весьма популярная услуга), трикотажная… В магазинах они стоят до нескольких тыс. долларов. Если найти технику б/у — несколько тыс. рублей. Но нужно разбираться в том — насколько они будут хороши на самом деле. – закупка мебели (следует опять де обратить внимание на б/у столы и стулья, если хочется сэкономть. – закупка фурнитуры (ножницы, молнии, нитки, линейки, и проч.) – если вы работаете без кассового аппарата — потребуются бланки со сквозной нумерацией. В типографиях они стоят несколько тысяч рублей. Но никто не мешает вам напечатать их на принтере, а нумерацию проставить вручную – Реклама — вывески, листовки и проч. Как правило, в торговых комплексах разрешают повесить вывеску внутри, и часто — даже на фасад. Стритлайн у входы в помещение необходимо согласовать с властями, но делают это не все. Чем больше ваше ателье «облеплено» рекламной, тем лучше. В спальных районах неплохо работает раздача листовой по почтовым ящикам, в ней можно указать «предъявителю скидка». Давать объявления в газеты я не пробовала никогда, хотя, возможно, имеет смысл разместиться в районном печатном органе. Все это — еще несколько тысяч рублей. – зарплата швеи. Не относится напрямую к статьям расходов, т.к. выплачивается, как правило, из выручки. Это распространенная практика. Если платить фиксированную таксу, не будет стимула работать. На каких услугах специализируется ваше ателье? Как вы подходили к выбору места и помещения для организации ателье? Какова его площадь? Есть ли особые требования контролирующих органов к помещению под ателье? В первую очередь это ремонт одежды любой степени сложности – текстиля, кожи меха. Подшить, зашить, укоротить, расставить, подогнать по фигуре – вот в основном, что требуют клиенты. Это всегда востребованные услуги. Открывать ателье по пошиву гораздо хлопотнее, да и конкуренция здесь выглядит иначе – те дамы, которые шьют одежду на заказ, как правило, ходят из года в год в проверенные фирмы. К тому же место для него потребуется «пафосное». А для ателье по ремонту (и мелкому пошиву) большое помещение не требуется. Метров 10-15 может хватить. (Умение все расставить внутри так, чтобы хватило места – возможность неплохо сэкономить). Но помещение не должно быть настолько маленьким, чтобы вызывать у посетителей приступы клаустрофобии – теснота ассоциируется у них с мелочностью и несерьезностью фирмы. Будет лучше, если помещение будет расположено в спальном районе. И в «натоптанном» месте. Например, в супермаркете, где торгуют товарами первой необходимости и продуктами. Если «точечное» — то лучше где-нибудь в цоколе многоэтажного дома, окруженного такими же высокими домами. Проходимость точки — залог успеха. Не секрет, что подбор кадров в этом деле имеет решающее значение, ведь будут ли услуги вашего ателье пользоваться спросом, зависит во многом от профессионализма мастеров. Как и где вы искали сотрудников? Есть ли у вас особые требования к работникам? Какую схему оплаты вы практикуете сдельную или фиксированный оклад? Какое количество сотрудников работает в одном ателье? Самый важный вопрос. И самый сложный. Если помещение — это 50% финансового успеха, то швеи — вторые 50% — плюс та самая репутация, которая дороже денег. Идеальный вариант — найти подходящего кандидата через знакомых. Лучше если это будет женщина (все-таки в ателье в основном вещи приносят женщины, и работа будет спряжена с тактильным контактом), и не слишком молоденькая. С большим опытом работы (которого все равно не хватит на ваше ателье и ее придется «учить»). Главное — даже не профессиональные качества, а порядочность. Чтобы мастер не относилась к ателье, как к «точке, где она строчит на машинке», а хоть сколько-нибудь бережно. И умела наладить контакт с клиентом. Хотя бы была элементарно любезной. У меня в ателье работает близкая знакомая — мне повезло. Каждая попытка привлечь человека со стороны всегда сопряжена с выяснением отношений» — швея может захотеть уйти пораньше, не успеть выполнить заказ и сказать заказчику «ну и что такого? Ну, не успела. С кем не бывает», забыть выключить утюг, оставить после себя гору мусора. Единственный способ выпестовать «свою» швею — проводить с ней как можно больше времени. Собственным примером показывать, как говорить с пришедшими, не забывать напоминать, чтобы она записывала их телефоны для связи (люди любят, когда о них помнят), заполняла квитанции, выключала машинку, не курила по два часа с продавщицами из магазина, где работает. К сожалению, самый действенный способ указать на недочеты в работе — наказание деньгами. В случае брака, невыполнения работы в срок, когда она не оповестила об этом клиента, и проч. Работает безотказно. И важно — проговорить (и даже прописать) с самого начала ВСЕ её служебные обязанности, чтобы не возникало претензий в дальнейшем. В ателье часто работают два мастера — 2 через 2 дня. У меня именно так. Один мастер может «зашиться», если их будет три — они просто станут зарабатывать меньше. Как вы решаете проблему «левых» заказов? Финансовая нечистоплотность встречается весьма часто. Поделюсь своим опытом борьбы с ней, хоть он и не оригинален. (Особенно нужно обращать внимание на новеньких). – в первую очередь возьмите у швеи паспортные данные. Это на самый плохой случай — если сотрудница исчезнет с норковой шубой. – проведите со швеёй несколько дней в месяц (выборочно). Сравните – не была ли выручка в те дни, когда вы были рядом, выше, чем в остальные дни. Но обращайте внимание на то, что есть дни «прибыльные» и нет. Этот способ требует довольно много времени, зато вы лучше узнаете друг друга. – напишите объявление «если вам не предложили выписать квитанцию, то услугу вы получаете бесплатно», и укажите свой номер телефона для связи. Повесьте на видном месте так, чтобы невозможно было сорвать. В этом случае люди не согласятся на предложение швеи «сделать без квитанции, но дешевле», т.к. бесплатно — это еще лучше. – нагряньте без предупреждения и просмотрите — на всех ли принятых вещах есть квитанции с указанием стоимости. Если нет — то посчитайте сумму, в которую обошелся бы их ремонт. Это и есть ваш убыток. – пригласите знакомых и близких зайти в ателье «засланными казачками» во время вашего отсутствия и предложить мастеру договориться сделать работу дешевле, но без квитанции. Посмотрите, что будет. С какими сложностями на начальных этапах ведения бизнеса вы столкнулись? Очень внимательно нужно изучить договор с арендодателем — не велики ли пени за неуплату арендной платы в срок, кто виноват, если ночью пропадет ваше оборудование, и вообще — имеет ли этот арендодатель право сдавать вам помещение в аренду. Возможно, он сам арендует это помещение и передавать его третьим лицам нельзя. Может произойти неприятность с самим помещением где вы работали. Один раз у меня случайно остался запертым в ателье кот, который за ночь порушил и изгадил все что можно, еще раз — потекла крыша в ТК — прямо над нашей примерочной. У других владельцев ателье я думаю, возникали и другие проблемы — этот список можно продолжать до бесконечности. Окупили ли вы свои первоначальные вложения? Да. Буквально через три-четыре месяца. В случае, если ателье стоит на проходном месте и мастер не ленится, так оно, скорее всего, и будет. Что вы можете сказать о рентабельности этого бизнеса? Какое количество пунктов и при каком количестве заказов считается рентабельным? На мой взгляд, рентабельность здесь довольно высока, несмотря на огромную конкуренцию. Во-первых, услуги ателье были востребованы всегда. К тому же еще в начале финансового кризиса (о котором я не берусь судить — закончился он или нет), большинство бизнес-экспертов признало: производство (неважно чего) терпит затруднения, а сфера услуг находится на подъеме. В случае с ателье, на мой взгляд, это так. Но нужно иметь ввиду, что тут работает совокупность многих факторов – ателье может принимать огромное количество клиентов, но разориться из за высокой арендной платы. Ателье может располагаться на проходном месте, но не справиться с конкурентами, которых люди давно уже полюбили. Один мой знакомый открыл ателье в супер-проходимом месте, обслуживал клиентов сам (он швей) — и таким образом не выплачивал зарплату, и платил вполне вменяемую арендную плату. И все равно обанкротился через месяц. Мы всесторонне изучали этот феномен и не нашли ему объяснений. Возможно, просто сыграл свою роль личностный фактор. Так называемая «фартовость» во многом определяет успех. Оказаться в нужное время в нужно месте, откликнуться именно на то самое объявление – этого никто не отменял. Что вы можете сказать о конкуренции в вашем бизнесе? Ателье сейчас чуть ли в каждом доме. И нужно постараться, чтобы люди пошли именно к тебе. Но некоторые владельцы ателье вместо этого используют нечистоплотные методы. Вас могут начать «подсиживать» — присылать «своих» людей, которые будут устраивать у вас скандалы или даже требовать вернуть деньги за проделанную работу, мотивируя это тем, что «сделано плохо». Они даже могут угрожать вам судом. Поэтому весьма важно прописывать все отношения заказчика и ателье в квитанциях. Когда присматриваете помещение, обратите внимание на соседние ателье, прикиньте, хватит ли их, чтобы удовлетворить микрорайон. Спросите — не закрывались ли здесь ателье какое-то время назад. Зайдите к потенциальным конкурентам — чисто ли у них, насколько дорого, хороши ли мастера. Возможно, это и не конкуренты вовсе — например, они работают в основном с кожей и мехом, а вы — с текстилем. Существует ли сезонность в вашем бизнесе? Как вы решаете проблему низких сезонов? Самый тихий сезон – первые два летних месяца, время дач и отпусков. В августе готовят детей к школе и намечается оживление. Высокий сезон — зима, время шуб, работа с которыми стоит дороже, чем с тканью. Решить проблему сезонности почти невозможно. Одними скидочными программами здесь не поможешь. Некоторые отправляют, например, по обоюдной договоренности, одну из швей в отпуск. Как вы продвигаете свои услуги? Назовите основные каналы продвижения? Используете ли вы имеющиеся ресурсы рекламного агентства для продвижения услуг нового бизнеса? Как пиаршику, мне не сложно было заниматься продвижением. Во-первых, была организована серия интервью в газетах и журналах (по большей части потому что с началом кризиса стало модно писать о новых бизнесах). Мы сами разработали яркий фирменный стиль, слоганы, вменяемые программы лояльности, напечатали полиграфию и баннеры. Еще в спальных районах распространяли листовки по почтовым ящикам. Даем скидки пенсионерам — их лояльность всегда лает дополнительных клиентов. Как вы видите себе перспективы дальнейшего развития нового направления вашего бизнеса? Планируете ли вы расширяться за счет открытия новых пунктов ателье или увеличения спектра предлагаемых услуг? Да, безусловно, мы не просто планируем, но и расширяем сеть, и в настоящий момент я веду переговоры с новыми потенциальными точками. Это более рентабельно чем расширяться за счет увеличения количества услуг. Какие советы вы могли бы дать предпринимателям, которые только задумываются об открытии бизнеса? Присмотреться к тем, чья история успеха кажется вам привлекательной. Чаще думать о том — что будет с вашим бизнесом через год и два и десять Быть готовым делать все и за всех своих сотрудников, если потребуется. Знать вопрос изнутри. Прежде чем делегировать полномочия, нужно быть уверенным в том, что все получится правильно и хорошо. «Просто руководить» на первых порах не получится. Мечта многих — «все быстренько наладить, и, параллельно работая в офисе, по вечерам еще и забегать в ателье за деньгами» — утопия. ———————————— Цей документ було скопійовано з FAVOR.com.ua (https://favor.com.ua/blogs/2802.html). Всі права на матеріал зберігаються за його автором. При перепублікуванні посилання на джерело матеріалу є обов’язковим! Дата документу: 3 липня 2010 р.