Под знаком 4G: главные темы и спикеры рынка телекоммуникаций 2018 года
2018 год является очень долгожданным и рекордным. Долгожданным – потому, что наконец-то украинские операторы получили лицензии на 4G и запустили новую сеть. Рекордным – потому, что по количеству упоминаний за все время украинского рынка телекома этот год занимает первое место.
Только за этот период операторов вспомнили почти столько же, сколько за предыдущие два с половиной года. Предыдущий рекорд 2015 года, когда запускали 3G, заработал на 20 тыс публикаций меньше, чем упоминаемость операторов в нынешнем году. Аналитическая компания NOKs Fishes подготовила исследование рынка телекоммуникаций, с результатами которого предлагаем Вам ознакомиться.
Такому огромному резонансу поспособствовали 2 главных события – подготовка и запуск сети 4G, а также кейс Vodafone на Донбассе. Суммарно эти темы заработали на двоих чуть меньше половины всех упоминаний (48%). Однако кроме них, также сильно развивалась регуляторная сфера рынка – это связано с решениями АМКУ касательно тарификации операторов и подготовкой к запуску MNP (услуги переноса номера).
Если разделить присутствие операторов по сезонам, то получится, что зима была самой активной – 36% от общей суммы публикаций за 2018. Именно зимой (31.01) прошел первый тендер по 4G (в диапазоне 2,6 МГц). Именно 5 января Кипрский суд предписал заморозить активы Рината Ахметова на 820 млн за приватизацию Укртелекома в 2011 году. Именно 11 января впервые пропала связь Vodafone в ОРДЛО – и это положило начало самой продолжительной теме оператора за год и одновременно самой медийной на рынке (3,3% от всех упоминаний).
Следом идет весна с 29% от медиаактивности за год. Здесь по теме 4G произошло 2 события – второй тендер за частоты в диапазоне 1800 МГц (6 марта) и долгожданный запуск новой сети (30.03). Также весной восстановили связь Vodafone в ОРДЛО (28.04). Что касается лета (18%), то здесь наиболее резонансными были темы запуска 4G в самом популярном диапазоне 1800 МГЦ (01.06) и смена тарификации ряда тарифов операторов на 28 дней (16.08). Последния тематика нашла продолжение осенью (16,2%), когда АМКУ заинтересовался 28-дневными тарифами и открыл по ним дела (12.11), что стало топ-темой периода. Также осень была благоприятным периодом для запуска финтеха мобильных операторов. Так, Киевстар запустил Смарт Деньги 4 сентября, а 18.09 Нацбанк разрешил работу платежного сервиса Paycell.
Также обязательно следует выделить еще несколько важных направлений активности операторов. Во-первых, это запуск Mobile ID. Так в частности, Vodafone презентовал линейку услуг на базе Mobile ID 22.08, а lifecell вместе с ПриватБанком запустил идентификацию абонентов через Bank ID при переходе на контракт (15.11). Во-вторых, это социальный проект «Поиск Дети» от Киевстара и Нацполиции, который оператор промотировал в каждой области. В-третьих, это проект Укртелекома по совмещению фиксированной и мобильной связи, пилот которого был в Желтых Водах (14.08).
Изменения в 2018 году также произошли в структуре упоминаний спикеров рынка. Первое место забронировал за собой уже экс-президент Киевстара Пётр Чернышов. А вот со второго на третье место передвинулся директор по корпоративным коммуникациям Укртелеком Михаил Шуранов – его подвинула начальник PR-отдела Vodafone Виктория Рубан за счет активного комментирования ситуации со связью в ОРДЛО. Также в топ-5 спикеров еще 2 представителя Vodafone – гендиректор Ольга Устинова (сопровождение темы 4G) и советник гендиректора Олег Проживальский (выступал как антикризисный менеджер в теме ОРДЛО).
Также очень интересной является вторая пятерка спикеров в топе. На шестом месте расположился Евгений Кражан — B2B-директор Киевстар, с темой о запуске Mobile ID в опытную эксплуатацию (27.12). За ним следом идут СЕО lifecell Исмет Языджы с сопровождение темы 4G и директор Укртелеком Юрий Курмаз, который упоминался больше в новостях о финотчетности. Замыкают топ-10 новый президент Киевстара Александр Комаров (самая резонансная новость – о его назначении), а также пресс-секретарь Vodafone Виктория Павловская, все с той же темой ОРДЛО.
Как вывод, операторы продолжают демонстрировать определенную сезонность в своей активности (осень – наименее активный период), а СМИ – интерес к «токсичным» темам игроков рынка (кейс Vodafone в ОРДЛО, решения регулятора, суды Укртелекома). И лишь медийный потенциал 4G смог частично перекрыть этот интерес СМИ на более позитивный.
Материал подготовил Иван Баталюк, руководитель отдела мониторинга социальных медиа «NOKs Fishes».