«Фаворити Успіху» logo Закон украины «об авторском праве и смежных правах»
© FAVOR.com.ua
 
Закон украины «об авторском праве и смежных правах»
  

ЗАКОН УКРАИНЫ
«ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ»

Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Права охряняемые настоящим Законом

Настоящий закон охраняет личные (неимущественные) и имущественные права авторов и их правопреемников, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), и права исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания (смежные права).

Статья 2. Законодательство Украины об авторском праве и смежных правах

Законодательство Украины об авторском праве и смежных правах состоит из настоящего закона и других законодательных актов Украины, охраняющих личные (неимущественные) и имущественные права лиц, которым принадлежит авторское право и смежные права.

Статья 3. Применение правил международного договора

Если международным договором, участником которого является Украина, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Украины об авторском праве и смежных правах, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Определение терминов

В настоящем Законе употребляются термины в следующем значении:

  • автор – физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение;
  • аудиовизуальное произведение – произведение, которое состоит из набора связанных между собой изображений, создающих чувство движения, с сопровождающим звучанием или без него, которое можно видеть, а при наличии сопровождающего звучания – слышать. К аудиовизуальным произведениям относятся кинематографические и другие произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографии, – также как телевизионные и иные способы фиксации изображений с сопровождающим звучанием на магнитных пленках, пластинках, дисках и т.д.;
  • база данных – совокупность данных, материалов или произведений в форме, читаемой машиной;
  • производитель фонограмм – физическое или юридическое лицо, впервые осуществившее запись любого исполнения или других звуков на фонограмме;
  • исключительное право – право, когда ни одно лицо, кроме того, которому принадлежит авторское право или смежные права, не может использовать произведение, не имея на то соответствующего разрешения (лицензии), за исключением случаев, установленных настоящим Законом;
  • исполнитель – актер (театра, кино и т.д.). певец, музыкант, дирижер, танцовщик или другое лицо, которое исполняет роль, поет, читает, декламирует, играет на музыкальном инструменте или любым иным способом исполняет произведения литературы или искусства, включая произведения фольклора, а также другие лица, занимающиеся такой же творческой деятельностью, в том числе исполняющие цирковые, эстрадные, кукольные номера;
  • воссоздание – изготовление одного или более экземпляров произведения или фонограммы в любой материальной форме, в том числе в звукои видеозаписи, а также запись произведения или фонограммы для временного или постоянного хранения в электронной (включая цифровую), оптической или иной форме, читаемой машиной.
  • Экземпляр – это результат какого-либо воссоздания произведения;
  • сдача в наем – передача права владения оригиналом или экземпляром произведения или фонограммы на определенный срок с целью получения прямой или косвенной коммерческой выгоды;
  • компьютерная программа – набор инструкций в виде слов, цифр, кодов, схем, символов, или в любом ином виде, выраженных в форме, которую читает машина, и которые приводят ее в действие для достижения определенной цели или результата. Это понятие охватывает как операционную систему, так и прикладную программу, выраженные в исходном или объектном коде, включая подготовительные материалы и аудиовизуальные отражения, полученные вследствие разработки компьютерной программы. Понятие «компьютерная программа» не распространяется на понятие «база данных»;
  • обнародование произведения – действие, делающее произведение доступным для публики, какими бы способами это не достигалось;
  • опубликование (выпуск произведения в свет) – выпуск в обращение экземпляров произведения или фонограммы с согласия автора или иного лица, которым принадлежат авторское право и смежные права, в количестве, удовлетворяющем разумные потребности публики путем продажи, сдачи в наем, публичного проката или путем иной передачи права собственности или права владения экземпляром произведения или фонограммы. Под опубликованием имеется в виду также предоставление доступа к произведению, фонограмме через электронные системы информации;
  • лицо, имеющее авторское право и смежные права, – это автор или исполнитель в случаях, когда имущественными правами владеет автор или исполнитель, а также физическое или юридическое лицо, которому были переданы имущественные права;
  • производное произведение – продукт интеллектуального творчества, основанный на другом существующем произведении (перевод, адаптация, переделка и т.д.). Оригинальность его состоит или в творческой переработке произведения, существовавшего ранее, или в творческом переводе его на другой язык;
  • продюсер – лицо, которое организует или организует и финансирует постановку аудиовизуальных произведений;
  • публичное исполнение – подача произведений, исполнений, фонограмм, передач организаций вещания путем декламации, игры, пения, танца и другим способом как непосредственно (в живом исполнении), так и при помощи каких-либо устройств и процессов (за исключением передачи в эфир или по проводам) в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не относящиеся к обычному кругу семьи или близких знакомых семьи, независимо от того, присутствуют ли они в одном месте и в одно и тоже время или в разных местах и в разное время;
  • публичный показ – любая демонстрация оригинала или экземпляра произведений, исполнений, передач организаций вещания непосредственно или на экране при помощи пленки, слайда, телевизионного кадра и т.д. (за исключением передач в эфир или по проводам), или при помощи иных устройств или процессов в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не относящиеся к обычному кругу семьи или близких знакомых семьи, независимо от того, присутствуют ли они в одном месте и в одно и то же время или в разных местах и в разное время. Публичный показ аудиовизуального произведения означает демонстрацию отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности;
  • публичное оглашение (оглашение для всеобщего ведома) – такая передача в эфир или по проводам изображений и (или) звуков произведений, исполнений, фонограмм, передач организаций вещания, когда указанные изображения или звуки могут быть восприняты лицами, не относящимися к обычному кругу семьи или близких знакомых семьи, в местах, отдаленность которых от места начала передачи такова, что без указанной передачи изображения или звуки не могут быть восприняты в указанном месте или в местах, независимо от того, могут ли указанные лица принимать изображение или звуки в одном месте в одно и то же время или в разных местах и в разное время;
  • репрографическое воссоздание (репродуцирование) – факсимильное воссоздание в любом размере (увеличенном или уменьшенном) оригинала или экземпляра произведения (письменного или иного графического произведения) путем фотокопирования или другими техническими средствами, чем издание. Репрографическое воссоздание не включает в себя запись в электронной (включая цифровую), оптической или иной форме, читаемой машиной;
  • произведение архитектуры – произведение в области искусства сооружения зданий, что включает в себя чертежи, эскизы и модели, а также построенные здания и сооружения, в том числе парковую и ландшафтную архитектуру, планирование городов и т.д.;
  • произведение прикладного искусства – произведение искусства, включая произведение художественного промысла, созданное ручным или промышленным способом для практического пользования или перенесенное на предметы практического пользования;
  • фонограмма – исключительно звуковая запись любого исполнения или иных звуков. Граммофонные пластинки, диски, магнитофонные кассеты и другие носители записей являются экземплярами фонограмммы.

Раздел II
АВТОРСКОЕ ПРАВО

Статья 5. Охраняемые произведения

1. Настоящим Законом охраняются произведения в области науки, литературы и искусства, а именно:

  • 1) литературные письменные произведения беллетристического, научного, технического или практического характера (книги, брошюры, статьи, компьютерные программы и т.д.);
  • 2) выступления, лекции, речи, проповеди и другие устные произведения;
  • 3) музыкальные произведения с текстом и без текста;
  • 4) драматические, музыкально-драматические произведения, пантомимы, хореографические и другие произведения, созданные для сценического показа;
  • 5) аудиовизуальные произведения;
  • 6) скульптуры, картины, рисунки, гравюры, литографии и другие произведения, изобразительного искусства;
  • 7) произведения архитектуры;
  • 8) фотографии;
  • 9) произведения прикладного искусства, если они не охраняются специальным законом о промышленной собственности;
  • 10) иллюстрации, карты, планы, эскизы, пластические произведения, касающиеся географии, геологии, топографии, архитектуры и других областей науки;
  • 11) сценические обработки произведений, указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, и обработки фольклора, пригодные для сценического показа;
  • 12) переводы, адаптации, аранжировки, другие переработки произведений и обработки фольклора (производные произведения) без причинения ущерба охране оригинальных произведений, на основании которых созданы производные произведения;
  • 13) сборники произведений, сборники обработок фольклора, энциклопедии и антологии, сборники обычных данных, включая базы данных, другие составные произведения при условии, что они являются результатом творческой работы по подбору, координации или упорядочению содержания без причинения ущерба охране входящих в них произведений;
  • 14) другие произведения.

2. Подлежат охране по настоящему Закону как обнародованные, так и необнародованные произведения в области науки, литературы и искусства, независимо от их назначения, жанра, достоинства, объема, цели (образование, информация, реклама, пропаганда, развлечения и т.д.), а также способа воссоздания, выраженные в устной, письменной или какой-либо иной форме.

Статья 6. Охрана части произведения

Часть произведения, которая может использоваться самостоятельно, включая и оригинальное название произведения, рассматривается как произведение и охраняется настоящим Законом.

Статья 7. Неохраняемые произведения

1. Не охраняются настоящим Законом сообщения о новостях дня или сообщения о текущих событиях, носящие характер обычной пресс-информации, произведения народного творчества, а также официальные документы (законы, указы, постановления, судебные решения и т.д.), государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки), утвержденные государственными органами.

2. По настоящему Закону охрана не распространяется на какие-либо идею, процедуру, метод, процесс, концепцию, открытие, изобретение, обычные данные, даже если они выражены, описаны, объяснены, проиллюстрированы в произведении и т.д.

Статья 8. Сфера действия Закона

Охрана, предусмотренная настоящим Законом, предоставляется:

  • 1) авторам независимо от гражданства и постоянного места жительства, произведения которых впервые опубликованы или неопубликованы, но находятся в объективной форме на территории Украины;
  • 2) авторам, произведения которых впервые опубликованы в другой стране и в течение тридцати дней после этого опубликованы в Украине независимо от гражданства и постоянного места жительства автора;
  • 3) авторам, которые являются гражданами Украины или имеют постоянное место жительства на территории Украины, независимо от того, на какой территории впервые были опубликованы их произведения.

Авторам, независимо от гражданства, произведения которых впервые опубликованы или неопубликованы, но они находятся в объективной форме на территории другого государства, предоставляется охрана в соответствии с международными договорами Украины.

Действие настоящей статьи распространяется и на других лиц, имеющих авторское право.

Статья 9. Возникновение и осуществление авторского права

1. Возникновение и осуществление прав, предусмотренных настоящим Законом, не требуют выполнения каких-либо формальностей.

2. Лицо, имеющее авторское право, для оповещения о своих правах может использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из латинской буквы С в кругу – (c), имени (наименования) лица, имеющего авторское право, и года первой публикации произведения.

3. Лицо, имеющее авторское право или какую-либо исключительную правомочность на произведение, для свидетельства об авторстве на обнародованное или необнародованное произведение, о факте и дате опубликования произведения или о договорах, затрагивающих права автора на произведение, в любое время в течение срока охраны авторского права может его зарегистрировать в официальных государственных реестрах.

Государственная регистрация осуществляется согласно установленному порядку Государственным агенством Украины по авторским и смежным правам, которое составляет и периодически издает каталоги всех регистраций. О регистрации прав автора выдается свидетельство. При возникновении спора регистрация признается судом как юридическая презумпция авторства, то есть считается действительной, если в судебном порядке не будет доказано иное.

4. Лицо, владеющее материальным объектом, в котором выражено произведение, не может препятствовать лицу, имеющему авторское право, в регистрации.

Статья 10. Авторское право и право собственности на материальный объект, в котором выражено произведение

Авторское право и право собственности на материальный объект, в котором выражено произведение, не зависят друг от друга. Отчуждение материального объекта, в котором выражено произведение, не означает отчуждения авторского права и наоборот.

Статья 11. Автор как первичный субъект авторского права

1. Первичным субъектом, которому принадлежит авторское право, является автор.

2. Автором считается лицо, указанное как автор на экземпляре обнародованного произведения, на рукописи или на оригинале произведения искусства, если в судебном порядке не будет доказано иное.

Статья 12. Соавторство

1. Соавторами являются лица, совместной творческой работой которых создано произведение. Отношения между соавторами определяются соглашением, заключенным между ними. Право опубликования и иного использования произведения принадлежит в одинаковой мере всем соавторам.

Один соавтор не может без достаточных оснований отказать другим в разрешении на опубликование, иное использование или изменение произведения. В случае нарушения совместного авторского права каждый соавтор может доказывать свое право в судебном порядке.

2. Вознаграждение за использование произведения принадлежит соавторам в равных частях, если в соглашении не предусматривается иное.

Статья 13. Личные (неимущественные) права автора

Автору принадлежат следующие личные (неимущественные) права:

  • 1) требовать признания своего авторства, упоминания его имени в связи с использованием произведения, если это практически возможно;
  • 2) запрещать упоминание своего имени, если он как автор произведения желает остаться анонимом;
  • 3) выбирать псевдоним (вымышленное имя) в связи с использованием произведения;
  • 4) противодействовать любому искажению, извращению или иному изменению произведения или любому другому посягательству на произведение, что может повредить чести и репутации автора;
  • 5) на обнародование произведения.

Статья 14. Имущественные права автора

1. Автору или другому лицу, имеющему авторское право, принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. 2. Автору или другому лицу, имеющему авторское право, принадлежит исключительное право разрешать или запрещать:

  • 1) воссоздание произведений;
  • 2) публичное исполнение и публичное оглашение произведений;
  • 3) публичный показ;
  • 4) любое повторное публичное оглашение в эфире или по проводам уже переданных в эфир произведений, если оно осуществляется другой организацией;
  • 5) переводы произведений;
  • 6) переделки, адаптации, аранжировки и другие подобные изменения произведений;
  • 7) распространение произведений путем продажи, отчуждения иным способом или путем сдачи в наем или в прокат и иной передачи до первой продажи экземпляров произведения;
  • 8) сдача в наем после первой продажи, отчуждение иным способом экземпляров аудиовизуальных произведений, музыкальных произведений в нотной форме, а также произведений, зафиксированных на фонограмме или в форме, читаемой машиной;
  • 9) импорт экземпляров произведений.

Этот перечень не является исчерпывающим.

3. Исключительные права авторов на использование произведений архитектуры, градостроительства, садовопаркового искусства включает в себя и право участия в практической реализации проектов этих произведений.

4. Автор имеет право разрешать или запрещать использовать свое произведение и другими способами.

5. За исключением случаев, предусмотренных статьями 15-19 настоящего Закона, лицо, имеющее авторское право, вправе требовать выплаты вознаграждения за любое использование его произведения. Вознаграждение может осуществляться в виде единовременного платежа (единовременное вознаграждение), в форме отчислений (процентов) за каждый проданный экземпляр или каждое использование произведения или состоять из смешанных платежей.

Размер и порядок исчисления авторского вознаграждения за создание и использование произведения устанавливаются в авторском договоре, а также в договорах, заключаемых организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе, с пользователями.

Кабинетом Министров Украины могут устанавливаться минимальные ставки авторского вознаграждения, индексируемые одновременно с индексацией минимальных размеров заработной платы.

6. Ограничения имущественных прав, установленные статьями 15-19 настоящего Закона, осуществляются при условии, что они не будут причинять ущерб нормальному использованию произведения и не будут ограничивать безосновательно законные интересы автора.

Статья 15. Свободное использование произведения

Без согласия автора или другого лица, имеющего авторское право, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования допускается:

  • 1) использование цитат (кратких отрывков) из опубликованных произведений в объеме, оправданном поставленной целью, включая цитирование статей из газет и журналов в форме обзоров печати, если оно обусловлено критическим, полемическим, научным или информационным характером произведения, в которое цитаты включаются, свободное использование цитат в форме кратких отрывков из выступлений и произведений, включенных в фонограмму или радио – и телевизионные передачи;
  • 2) использование литературных и художественных произведений в объеме, оправданном поставленной целью, в качестве иллюстраций издания, в передачах вещания, в записях звука или изображения учебного характера;
  • 3) воссоздание в печати, передача в эфир или иное публичное сообщение опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, если право на такое воссоздание, передачу в эфир и по проводам или иное публичное сообщение специально не запрещено автором;
  • 4) воссоздание в целях освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, передача в эфир или иное публичное сообщение произведений, увиденных или услышанных во время развития таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;
  • 5) издание выпущенных в свет произведений рельефно-точечным шрифтом для слепых;
  • 6) воссоздание произведений для судебного и административного производства в объеме, оправданном этой целью;
  • 7) публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний;
  • 8) воссоздание в информационных целях в газетах и других периодических изданиях, передача в эфир или иное публичное оглашение публично провозглашенных речей, обращений, докладов и других подобных произведений в объеме, оправданном поставленной целью;
  • 9) воссоздание произведения в личных целях в условиях, предусмотренных статьями 16-19 настоящего Закона.

Этот перечень является исчерпывающим, кроме случаев, указанных в статьях 16-19 настоящего Закона.

Статья 16. Свободное воссоздание библиотеками и архивами экземляров произведения репрографическим способом

Допускается без согласия автора или иного лица, имеющего авторское право, репрографическое воссоздание одного экземпляра произведения библиотеками и архивами, деятельность которых не направлена прямо или косвенно на получение прибыли, в следующих условиях:

  • 1) в случае, если воссоздаваемым произведением является отдельная опубликованная статья и другие небольшие по объему произведения или отрывки из письменных произведений (за исключением компьютерных программ), с иллюстрациями или без них, и когда это воссоздание осуществляется по запросам физических лиц при условии, что:
    • библиотека и архив имеют достаточно оснований считать, что такой экземпляр будет использоваться в целях образования, обучения и частного исследования;
    • воссоздание произведения является единичным случаем и не носит систематического характера;
    • нет коллективной лицензии (лицензии, предоставленной организацией, управляющей имущественными правами авторов на коллективной основе), которая определяла бы условия изготовления таких экземпляров;
  • 2) в случае, если воссоздание осуществляется для сохранения или замены утерянного, поврежденного и непригодного экземпляра данной библиотеки или архива или для восстановления утерянного, поврежденного или непригодного экземпляра из фонда аналогичной библиотеки или архива, при условии, что получение такого экземпляра иным путем невозможно, а также, когда воссоздание произведения является единичным случаем и не носит систематического характера.

Статья 17. Свободное воссоздание экземпляров произведения для обучения

Допускается без согласия автора или иного лица, имеющего авторское право:

  • 1) воссоздание отрывков из опубликованных письменных произведений, аудиовизуальных произведений и фонограмм в качестве иллюстраций для обучения при условии, что объем такого воссоздания отвечает указанной цели;
  • 2) репрографическое воссоздание для аудиторных занятий опубликованных статей и других небольших по объему произведений, а также отрывков из письменных произведений с иллюстрациями или без них учебными заведениями, деятельность которых не направлена прямо или косвенно на получение прибыли при условии когда:
    • объем такого воссоздания отвечает указанной цели;
    • воссоздание произведения является единичным случаем и не имеет систематического характера;
    • нет коллективной лицензии (лицензии, данной организацией, управляющей имущественными правами авторов на коллективной основе), которая определяла бы условия такого воссоздания.

Статья 18. Свободное воссоздание компьютерных программ

1. Без разрешения автора или иного лица, которому принадлежит авторское право на компьютерную программу, если иное не определено в договоре, разрешается осуществлять следующие действия:

  • 1) воссоздание одного экземпляра компьютерной программы, а также адаптации компьютерной программы, осуществляемые лицом, являющимся законным собственником экземпляра компьютерной программы:
    • для использования компьютерной программы на определенном компьютере в соответствии с его назначением;
    • для архивных целей и для замены законно приобретенного экземпляра компьютерной программы в случае его утраты, повреждения или непригодности.
    Указанный экземпляр компьютерной программы или ее адаптация не могут использоваться с иной целью, нежели предусмотрено в настоящем пункте, и подлежат уничтожению в случае, если продолжение владения компьютерной программой перестает быть законным;
  • 2) воссоздание в одном экземпляре для архивных целей и замены законно приобретенного экземпляра компьютерной программы в случае, если экземпляр утрачен, поврежден или он стал непригодным.

2. Автор или иное лицо, которому принадлежит право на использование экземпляра, может без разрешения лица, которому принадлежит право собственности на компьютерную программу, наблюдать, изучать, а также исследовать (проверять) функционирование компьютерной программы с тем, чтобы определить идеи и принципы, лежащие в основе любого элемента компьютерной программы, при условии, что это делается в процессе выполнения любого действия по загрузке, показу, функционированию, передаче или записи в память (сохранению) компьютерной программы.

3. Свободная декомпиляция компьютерной программы допускается для воссоздания кода и перевода его формы в целях получения информации, необходимой для достижения взаимодействия независимо созданной компьютерной программы с другими компьютерными программами, при условии, что:

  • 1) эти действия осуществляются лицом, владеющим лицензией, или иным лицом, являющимся законным собственником компьютерной программы, или от имени лица, имеющего соответствующие полномочия;
  • 2) информация, необходимая для достижения способности к взаимодействию, не была предварительно известна лицам, о которых речь идет в подпункте 1 настоящего пункта;
  • 3) эти действия ограничиваются только теми элементами компьютерной программы, которые необходимы для достижения способности к взаимодействию.

4. Условия пункта 3 настоящей статьи не допускают, чтобы полученная в результате декомпиляции информация:

  • 1) использовалась с иной целью, кроме достижения способности к взаимодействию независимо созданной компьютерной программы с другими программами;
  • 2) была предоставлена другим пользователям, кроме случаев, когда это необходимо для достижения способности к взаимодействию независимо созданной компьютерной программы с другими программами или была использована для разработки (совершенствования), изготовления или распространения компьютерной программы, существенно похожей с декомпилированной компьютерной программой, или была использована любым иным способом, нарушающим авторское право.

5. Условия пунктов 3 и 4 настоящей статьи не должны необоснованно наносить ущерб законным интересам лиц, которым принадлежит право на декомпилированную программу, а также нормальной эксплуатации компьютерной программы.

Статья 19. Свободное воссоздание в личных целях произведений, зафиксированных в звуко – и видеозаписях

1. В соответствии с подпунктом 9 статьи 15 допускается воссоздание исключительно в личных целях произведений, зафиксированных в звуко – и видеозаписях, без согласия автора или иного лица, имеющего авторское право, но с выплатой им вознаграждения.

2. Вознаграждение за воссоздание указанных в пункте 1 настоящей статьи произведений выплачивается в форме отчислений (процентов) производителями или импортерами оборудования (аудиоаппаратуры, видеомагнитофонов и т.д.) и материальных носителей (звуко – и (или) видеопленки, кассет, лазерных дисков, компакт-дисков и т.д.), используемых для такого воссоздания.

3. Размер вознаграждения и условия его выплаты определяется на основании договоров между указанными производителями, импортерами и организациями, управляющими имущественными правами на коллективной основе.

Статья 20. Авторское право на произведение, созданное по договору с автором, работающим по найму

1. Авторское право на произведение, созданное по договору с автором, работающим по найму, принадлежит его автору.

2. Исключительное право на использование такого произведения принадлежит лицу, с которым автор находится в трудовых отношениях (работодателю), если иное не предусмотрено договором.

Размер авторского вознаграждения за создание и использование произведения, созданного по договору с автором, работающим по найму, и порядок его выплаты устанавливаются в договоре между автором и работодателем.

Статья 21. Авторское право на аудиовизуальное произведение

1. Авторами аудиовизуального произведения считаются авторы сценариев, диалогов, музыкальных произведений, специально созданных для данного аудиовизуального произведения, режиссеры-постановщики, художники-поставщики, операторы и т.д., если иное не указано в договоре с организацией, осуществляющей производство аудиовизуального произведения, или в договоре с продюсером.

2. Если иное не установлено в договоре, авторы, внесшие вклад или обязавшиеся внести вклад в создание аудиовизуального произведения и передать имущественные права организации, осуществляющей производство аудиовизуального произведения, или продюсеру, не имеют права возражать против воссоздания, распространения, публичного оглашения и исполнения, передачи в эфир и по проводам для общего сведения или против любого иного публичного оглашения произведения, а также субтитрования и дублирования его текста, кроме права на публичное оглашение музыкальных произведений, включенных в аудиовизуальное произведение.

3. Авторы, произведения которых вошли как составная часть в аудиовизуальное произведение (как существовавших ранее, так и созданных в процессе работы над аудиовизуальным произведением), сохраняют авторское право каждый на свое произведение и могут самостоятельно использовать его независимо от аудиовизуального произведения в целом, если договором с организацией, осуществляющей производство аудиовизуального произведения, или с продюсером не предусмотрено иное.

Статья 22. Право доступа к произведению изобразительного искусства

Если при передаче произведения изобразительного искусства в собственность иному лицу автор не уступит свои имущественные авторские права, то он имеет право требовать доступа к этому произведению в целях его использования для воссоздания (изготовления экземпляров, слайдов, карточек, переработок и т.д.) при условии, что это не затрагивает необоснованным способом законные права и интересы собственника произведения изобразительного искусства. Собственник не может отказать автору в доступе к произведению без достаточных оснований.

Статья 23. Право следования

Автор в течение жизни, а после его смерти наследники в установленный статьей 24 настоящего Закона срок по проданным автором оригиналам произведений изобразительного искусства пользуются неотчуждаемым правом на получение пяти процентов от цены каждой последующей продажи произведения через аукцион, галерею, салон, магазин и т.д., что следует за первым его отступлением, осуществленным автором произведения (право следования).

Сбор и выплата вознаграждения, полученного в результате использования права следования, осуществляются через организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе.

Статья 24. Срок охраны прав авторов

1. Охрана, предоставляемая настоящим Законом, действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей.

2. Для произведений, обнародованных анонимно или под псевдонимом, срок охраны истекает спустя 50 лет после того, как произведение было обнародовано. Если взятый автором псевдоним не вызывает сомнения в отношении личности автора или если автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность в течение 50 лет, применяется срок охраны, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи.

3. Срок охраны произведений, созданных в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего соавтора. Срок охраны произведений посмертно реабилитированных авторов действует в течение 50 лет после их реабилитации.

4. Авторское право на произведение, впервые опубликованное в течение 30 лет после смерти автора, действует в течение 50 лет от даты его правомерного опубликования.

5. Действие срока охраны, установленного пунктами 1-4 настоящей статьи, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имели место юридические факты, предусмотренные в указанных пунктах.

6. Право авторства, право на имя и право противодействовать искажению, обезображиванию или иному изменению произведения или какому-либо иному посягательству на произведение, что может причинить ущерб чести и репутации автора, охраняются бессрочно.

Статья 25. Переход авторского права в наследство

1. Имущественные права авторов переходят в наследство. Не переходят в наследство личные (неимущественные) права автора.

2. Наследники имеют право защищать авторство на произведение и противодействовать искажению, обезображиванию или иному изменению произведения, а также какому-либо иному посягательству на произведение, что может причинить ущерб чести и репутации автора.

Статья 26. Переход произведений к общественному достоянию

1. Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход к общественному достоянию. Произведения, никогда не охранявшиеся на территории Украины, также считаются общественным достоянием.

2. Произведения, ставшие общественным достоянием, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должны сохраняться право авторства, право на имя, право противодействовать любому искажению, обезображиванию или иному изменению произведения, а также любому иному посягательству на произведение, что может причинить ущерб чести и репутации автора.

3. Постановлениями Кабинета Министров Украины могут устанавливаться случаи выплаты специальных отчислений за использование на территории Украины произведений, ставших общественным достоянием.

Статья 27. Передача (уступка) авторского права

1. Имущественные права могут быть переданы (уступлены) автором или иным лицом, имеющим авторское право, иному лицу. Автор или иное лицо, имеющее авторское право (лицензиар), могут также выдать лицензию другому лицу (лицензиату) на использование произведения в соответствии с такой лицензией. Передача (уступка) авторского права и выдача лицензии оформляются авторским договором.

2. Личные (неимущественные) права автора не могут быть переданы другим лицам.

Статья 28. Право на неисключительную или исключительную лицензию

1. Автору, кроме возможности передачи имущественных прав, принадлежит исключительное право предоставлять иному лицу разрешение на использование произведения одним или всеми известными способами на основании неисключительной или исключительной лицензии.

2. Неисключительная лицензия дает лицензиату право использовать произведение дозволенным способом наравне с автором и другими лицезиатами неисключительной лицензии.

3. Исключительная лицензия дает право только лицензиату использовать произведение дозволенным способом.

4. Право на использование произведения, предусмотренное пунктом настоящей статьи, может быть ограничена в пространстве, по времени и по содержанию.

Статья 29. Договоры на право использования произведений

1. Использование произведения допускается исключительно на основе авторского договора с автором или иным лицом, имеющим авторское право, за исключением случаев, указанных в статьях 15-19 настоящего Закона.

2. Авторские договоры должны заключаться в письменной форме, если законодательством об авторском праве и смежных правах не предусмотрено иное.

3. Соответствующими ведомствами вместе с творческими союзами могут составляться примерные авторские договоры.

4. Авторский договор может содержать условия, не предусмотренные примерным договором. Условия договора, ухудшающие положения автора (его правопреемника) по сравнению с положением, установленным действующим законодательством, являются недействительными.

5. Все права на использование произведения, не переданные по авторскому договору, сохраняются за автором.

Статья 30. Заключение и содержание авторского договора

Авторский договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным его условиям (способ использования, размер и порядок выплаты вознаграждения, срок действия договора и использование произведения и т.д.).

Если в течение обусловленного договором срока произведение не будет использовано, автор имеет право требовать возмещения ущерба.

Условия договора, ограничивающие право автора на создание будущих произведений на данную тему или в этой области, являются недействительными.

РАЗДЕЛ III
СМЕЖНЫЕ ПРАВА

Статья 31. Охрана смежных прав

1. Настоящий Закон охраняет смежные права исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания. Охрана смежных прав осуществляется без ущерба охране произведений авторским правом.

2. Исполнители осуществляют свои права при условии соблюдения ими прав авторов исполняемых произведений. Производители фонограмм и организации вещания должны соблюдать права авторов и исполнителей. Организации вещания должны соблюдать права производителей фонограмм, авторов и исполнителей.

3. Возникновение и осуществление смежных прав не требует выполнения каких-либо формальностей. Производители фонограмм и исполнители для оповещения о своих правах могут на всех экземплярах фонограмм или их упаковках использовать знак охраны смежных прав, состоящий из латинской буквы P в круге – (P), и имени (наименования) лица, имеющего смежные права, и указания года первой публикации фонограммы.

Статья 32. Критерии для предоставления охраны смежных прав

1. Права исполнителей охраняются в соответствии с настоящим Законом, если:

  • 1) исполнение впервые имело место на территории Украины;
  • 2) исполнение зафиксировано на фонограмме, охраняемой согласно настоящей статье;
  • 3) исполнение, не зафиксированное на фонограмме, включено в передачу организации вещания, охраняемой согласно настоящей статье.

2. Права производителей фонограмм охраняются в соответствии с настоящим Законом, если:

  • 1) производитель является гражданином Украины или юридическим лицом с официальным местонахождением на территории Украины;
  • 2) фонограмма впервые опубликована на территории Украины или опубликована на территории Украины в течение 30 дней со дня ее первой публикации в другом государстве;
  • 3) первая фиксация фонограммы имела место в Украине.

3. Права организаций вещания охраняются настоящим Законом, если они имеют официальное местонахождение на территории Украины и осуществляют передачи с передатчиков, расположенных на территории Украины.

4. Смежные права иностранных юридических и физических лиц охраняются в соответствии с международными договорами Украины.

Статья 33. Права исполнителей

1. Исполнителям принадлежит исключительное право разрешать или запрещать публичное оглашение их исполнений, фиксацию на материальном носителе ранее незафиксированного исполнения и передачу в эфир и по проводам их исполнений, а также воссоздавать, распространять способом первой продажи или иной передачи в собственность или владение либо способом аренды или проката фонограмм, на которых зафиксировано их исполнение, независимо от первой продажи иной передачи в собственность или владение.

2. Исключительные права исполнителей могут передаваться другим лицам на основании договора, в котором определяются способ использования исполнений, размер и порядок выплаты вознаграждения, срок действия договора и использование исполнений и т.д.

3. Исполнителям принадлежат личные (неимущественные) права на имя, на охрану своих выступлений от искажения и на упоминание своего имени в связи с использованием исполнения там, где это возможно.

4. В том случае, если исполнение используется в аудиовизуальном произведении, считается, что исполнитель передает организации, осуществляющей производство аудиовизуального произведения, или продюсеру все имущественные права на исполнение, если иное не установлено договором.

5. В случае, если исполнитель при первой фиксации исполнения непосредственно позволит производителю фонограммы ее дальнейшее воссоздание, считается, что исполнитель передал производителю фонограммы право на ее распространение способом первой продажи или иной передачи в собственность или владение, а также способом сдачи в наем, в аренду, прокат и иной передачи.

При этом исполнитель сохраняет право на получение вознаграждения за указанные виды использования исполнения через организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе.

Статья 34. Права производителей фонограмм

1. Производители фонограмм имеют исключительное право разрешать или запрещать их воссоздание, распространение экземпляров способом первой продажи, иного отчуждения, а также путем сдачи в наем, в аренду, прокат и другой передачи независимо от первой продажи, а также на переработку, импорт фонограмм.

2. Исключительные права производителей фонограмм могут передаваться другим лицам на основании договора, в котором определяются способ использования фонограмм, размер и порядок выплаты вознаграждения, срок действия договора, использование фонограмм и т.д.

Статья 35. Права организаций вещания

1. Организации вещания имеют исключительное право разрешать или запрещать публичное оповещение своих программ путем их ретрансляции, фиксации на материальном носителе, воссоздания своих передач, оповещения в эфир и по проводам, публичного оглашения передач в местах с платным входом, а также запрешать распространение на территории Украины или с территории Украины сигнала, несущего программы, распространяющим органом, для которого данный сигнал со спутника не предназначался.

2. Организациям вещания принадлежит право на получение вознаграждения за любое использование их передач.

Статья 36. Ограничение прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания

Допускается при условии, что это не наносит ущерб нормальному использованию исполнений, фонограмм и передач организации вещания и не ограничивает безосновательно законных интересов исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания, использования исполнений, фонограмм и программ вещания, их фиксация, воссоздание, передача в эфир и по проводам и доведение до общего сведения другим способом без согласия исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания и без выплаты вознаграждения в тех же случаях, которые предусмотрены статьями 15-19 настоящего Закона по ограничению имущественных прав авторов литературных и художественных произведений.

Статья 37. Использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях

1. Допускается без согласия производителей фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, и исполнителей, записанных на таких фонограммах, но с выплатой вознаграждения:

  • 1) публичное исполнение фонограммы;
  • 2) оглашение фонограммы в эфир;
  • 3) оглашение фонограммы по проводам.

2. Сбор, распределение и выплата вознаграждения осуществляются одной из организаций, управляющей правами производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе, в соответствии с соглашением между этими организациями. Если данным соглашением не предусмотрено иное, то вознаграждение распределяется между производителем фонограммы и исполнителем поровну.

3. Размер вознаграждения и условия его выплаты определяются соглашением между пользователем фонограммы или объединением таких пользователей, с одной стороны, и организациями, управляющими правами производителей фонограмм и исполнителей, с другой стороны.

Размер вознаграждения устанавливается за каждый вид использования фонограммы.

Статья 38. Срок охраны смежных прав

1. Имущественные права исполнителей охраняются в течение 50 лет после первой фиксации исполнения или постановки. Личные права исполнителей охраняются бессрочно.

2. Права производителей фонограмм охраняются в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы, а если она не была опубликована, то в течение 50 лет после первой фиксации звуковой записи.

3. Организации вещания пользуются предоставленными настоящим Законом правами в течение 50 лет после первой передачи в эфир или по проводам.

4. Установленные настоящей статьей сроки начинаются с 1 января года, следующего за годом, в котором имели место юридические факты, предусмотренные настоящей статьей.

5. К наследникам исполнителя и правопреемникам производителей фонограмм и организаций вещания переходит право разрешать или запрещать использование исполнения, фонограммы, передачи в эфир и по проводам, а также право на получение вознаграждения в пределах установленной настоящей статьей оставшейся части сроков.

РАЗДЕЛ IV
КОЛЛЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫМИ ПРАВАМИ

Статья 39. Обеспечение коллективного управления имущественными правами

1. В целях обеспечения имущественных прав авторов и других лиц, имеющих авторское право и смежные права, эти лица могут поручать управление своими имущественными правами на коллективной основе организациям, не имеющим права заниматься коммерческой деятельностью.

Такие организации действуют на основе и в пределах полномочий, добровольно переданных им авторами и иными лицами, имеющими авторское право и смежные права. На их деятельность не распространяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством.

2. Допускается образование или отдельных организаций, управляющих разными правами в интересах разных лиц, имеющих имущественные права, или одной организации, одновременно управляющей авторским правом и смежными правами.

Статья 40. Деятельность организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе

1. Полномочия на коллективное управление имущественными правами передаются авторами и иными лицами, имеющими авторское право и смежные права, непосредственно на основе письменных договоров. По договорам о взаимном представительстве прав и интересов с иностранными организациями осуществляется управление правами лиц – граждан Украины, имеющих авторское право и смежные права, за границей и иностранных авторов – в Украине.

2. На основе полученных полномочий организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, предоставляют лицензии пользователям произведений и объектов смежных прав.

Все возможные имущественные претензии лиц, имеющих авторское право и смежные права, к пользователям по использованию лицензий рассматриваются организациями, предоставляющими такие лицензии.

3. Лица, осуществляющие использование произведений, обязаны предоставлять автору и иным лицам, имеющим авторское право и смежные права, их представителям или организациям, управляющим имущественными правами на коллективной основе, точный перечень и программы публичного использования произведений, исполнений, фонограмм, программ вещания и обеспечивать их заверенным отчетом о полученных прибылях. Они должны выплачивать автору или его представителям вознаграждение в предусмотренный срок и в обусловленном размере.

4. Организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, имеют право резервировать на своем счету суммы невостребованного вознаграждения, поступившего им от пользователей. После трех лет с момента поступления на счет организации сумм невостребованного вознаграждения эти суммы могут быть использованы для очередных выплат или направлены на иные цели, предусмотренные их уставами, в интересах лиц, имеющих авторское право и смежные права.

РАЗДЕЛ V
ЗАЩИТА АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ

Статья 41. Нарушение авторского права и смежных прав

1. Воссоздание, распространение и иное использование, а также ввоз в Украину без разрешения лиц, имеющих авторское право и смежные права, экземпляров произведений, фонограмм, программ вещания является нарушением авторского права и смежных прав, что дает основания для судебной защиты.

2. Экземпляры произведений, фонограмм, изготовленных и распространенных с нарушением авторского права и смежных прав, являются контрафактными.

3. Ввоз на территорию Украины экземпляров произведений и фонограмм, охраняемых на территории Украины в соответствии с настоящим Законом, из государства, в котором эти произведения и фонограммы не охранялись или перестали охраняться, признается нарушением авторского права и смежных прав.

Статья 42. Порядок защиты авторского права и смежных прав

Защита личных и имущественных прав лиц, имеющих авторское право и смежные права, может осуществляться в порядке, установленном административным, гражданским и уголовным законодательством.

Статья 43. Способы гражданскоправовой защиты авторского права и смежных прав

1. В случае использования чужого произведения без договора с лицом, имеющим авторское право и смежные права, несоблюдения условий использования произведений и объектов смежных прав, нарушения личных и имущественных прав лица, имеющие авторское право и смежные права, могут подать иск в суд или арбитражный, третейский суды о восстановлении нарушенных прав путем внесения соответствующих исправлений, публикаций в печати о допущенном нарушении или иным способом.

2. Суд, арбитражный суд имеет право вынести решение или определение о запрещении выпуска произведения, исполнения постановки, фонограммы, передачи в эфир и по проводам, о прекращении их распространения, об изъятии, конфискации всех экземпляров произведения или фонограммы и оборудования и материалов, предназначенных для их изготовления и воссоздания, если будет достаточно данных о нарушении авторского права и смежных прав.

3. Суд, арбитражный суд может вынести решение об уничтожении или отчуждении всех экземпляров произведения или фонограммы, в отношении которых установлено, что они были изготовлены или распространены с нарушением исключительных прав лиц, имеющих авторское право и смежные права. Это касается всех клише, матриц, форм, оригиналов, магнитных лент, фотонегативов и других предметов, с помощью которых воссоздаются экземпляры произведения, фонограммы, программы вещания, а также материалов и оборудования, используемых для их воссоздания.

Статья 44. Возмещение ущерба за нарушение авторского права и смежных прав

1. Лица, имеющие авторское право и смежные права, могут требовать:

  • 1) возмещение ущерба, нанесенного им в результате нарушения авторского права и смежных прав, включая утраченную выгоду;
  • 2) изъятия и направления в их пользу прибылей нарушителя, полученных им в результате нарушения авторского права и смежных прав, вместо возмещения убытков;
  • 3) выплаты компенсации, определяемой судом, в сумме от 10 до 50000 минимальных размеров заработной платы, установленных законодательством Украины, вместо возмещения ущерба или взимания прибылей.

2. Кроме возмещения ущерба, взимания прибыли суд, арбитражный суд за нарушение авторского права или смежных прав взимает штраф в размере 10 процентов от суммы, присужденной судом в пользу истца. Сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты.

3. Нарушитель авторского права и смежных прав обязан возместить лицам, имеющим авторское право и смежные права, моральный ущерб в размере, определяемом судом.

Президент Украины
Л.Кравчук.
г.Киев, 23 декабря 1993 года.

https://favor.com.ua/blogs/5290.html