Сергей Горбачев (директор информационного центра в КоммерсантЪ-Украина) составил 10 «полезнейших» советов, которые помогут написать качественный пресс-релиз...) Местами нецензурная лексика!)
1. Не ищите информповод, который может быть интересен журналистам: нечего им, бездельникам, выдумывать сказки о каком-то «формате» издания, о том, что их читателям или зрителям важна информация о конкретных событиях. Замечательный повод написать пресс-релиз для всеобщей рассылки – установка в здании вашей компании новой системы кондиционирования.
2. Никогда не сообщайте об интересном событии в тот же день: обязательно согласуйте текст со всеми руководящими персонами, включая старшего уборщика здания, где вы арендуете офис. И только тогда, после всех согласований, на пятый (а лучше – на четырнадцатый) день после события разошлите пресс-релиз. И уж, конечно, никогда не указывайте дату события: пусть в редакциях гадают, когда это было.
3. Покажите всему миру ваши литературные таланты и придумайте заголовок как можно более изысканно. Любой дурак может сочинить: «Американская Beehive в 2013 году инвестирует $ 50 млн. в производство пчелиных ульев в Украине». Но только вы можете придумать нечто действительно достойное внимания, например: «А вот и новый дом украинским пчелам», или «Уютные ульи едут к нам из Америки».
4. Забудьте об ответах на вопросы: ГДЕ? ЧТО? КТО? КОГДА? КАК? ПОЧЕМУ? Очень освежает рабочий день журналиста выяснение вопроса, когда ваша компания решила производить новый продукт: сегодня, позавчера или только собирается его выпускать. Ну и, конечно, не стоит указывать, где это происходит: пусть думают, что в Карпатах: мы-то знаем, что в Крыму – но журналистам не скажем.
5. Не вздумайте написать к пресс-релизу лид (вводку), где двумя-тремя предложениями в одном абзаце излагается суть события, которому посвящен пресс-релиз. Каждое из Ваших слов – бесценно: пусть лентяи изучают полный текст вашего творения.
6. И вообще — пишите как можно больше: только полные лохи помещают пресс-релиз на одной странице. Правильный пресс-релиз должен быть объемом не менее пяти страниц. Пусть ленивые редакторы отделов читают: не фиг бездельничать, хоть чем-то полезным займутся.
7. Избегайте писать короткими предложениями и понятным живым языком. Пусть редакторы потренируются, расшифровывая фразу: «Для изучения потенциального спроса фермерских хозяйств, занимающихся разведением на указанных территориях, входящих в состав юго-восточной климатической зоны ареала распространения медоносов по классификации международной организации медовых исследований, создается комиссия, в задачи которой входит оценка ресурсов производства и конкурентных преимуществ новых конструкционных моделей, предназначенных для эксплуатации в указанном регионе». Если кому-то придет в голову написать то же самое не одним бесконечным предложением, а тремя короткими и без канцеляризмов – плюньте ему в клавиатуру.
8. Ни в коем случае не указывайте автора пресс-релиза и его контактную информацию. А то докучливые журналюги потом задолбают звонками: «А что Вы имели в виду в первом абзаце?». Очень изысканно смотрится в самом низу пресс-релиза непонятный для непосвященного шифр составителя текста, например: ПЧЛ-01-ПРВНАХ.
9. Шлите по тысячам адресов один и тот же пресс-релиз: уважающий себя пиарщик должен иметь список электронной рассылки не менее пяти тысяч. И не забудьте при рассылке поставить всех адресатов в открытую копию. Все 5 тысяч. При этом, разумеется, текст должен быть один для всех — без вариантов для разных типов СМИ и без соответствующих групп рассылки. Потому что ничто так не радует в дедлайн лентяя-редактора отдела финансов как пресс-релиз, посвященный первому на этой неделе вылету пчеломатки из улья в фермерском хозяйстве «Мохнатый шмель».
10. При рассылке ставьте в тему сообщения «Новость» или оставьте его пустым: пусть газетные лентяи пороются в своих почтовых ящиках. Нечего их баловать указанием в теме письма краткого названия пресс-релиза и даты его создания. Правильно тему вообще оставить пустой. Ну, может, в качестве одолжения, назвать «Новость о пчелах».
|