Настроение потребителей улучшилось
  
ЛІГАБізнесІнформ

В начале весны 2009 года в Украине было зафиксировано существенное улучшение потребительских настроений. Так, индекс потребительских настроений (ИПН) прекратил свое падение еще в феврале, а в марте даже вырос. Прирост этого показателя в первый месяц весны 2009 года оказался самым большим за последние несколько лет. Об этом свидетельствуют результаты совместного проекта компании "Gfk Ukraine" и Международного центра перспективных исследований, на который ссылается Лига.

Исследователи отмечают, что, хотя такой рост произошел относительно небывало низкого значения ИПН в конце зимы, он частично подтверждает предположение, что вызванный экономическим кризисом пик пессимизма в настроениях украинцев уже прошел. Тем не менее, значение индекса указывает на то, что почти три четверти населения Украины остаются настроенными пессимистически.

Обе основные составные части потребительских настроений в марте 2009 года росли не менее убедительно, чем собственный ИПН.

Улучшение экономических ожиданий наблюдается уже второй месяц подряд, отмечают аналитики. Однако если в феврале значение индекса экономических ожиданий (ИЭО) вырос лишь на 1,9 пункта, то его мартовский рост составил уже 12,2 пункта и достиг значения 56,9.

Вместе с тем, оценки текущего состояния украинцев в начале весны 2009 года улучшились впервые за последние полгода. Значение индекса текущего состояния (ИТС) увеличилось на 6,9 пункта и составило 45,7. В последний раз этот показатель рос еще в августе 2008 года. "Это означает, что украинцы уже не только надеются на лучшее, а и начинают ощущать определенные положительные сдвиги в собственном текущем состоянии", - поясняют исследователи.

В первый месяц весны 2009 года положительную динамику продемонстрировали все составные части экономических ожиданий и оценок текущего состояния. Самым существенным было улучшение ожиданий относительно дальнейшего развития экономики, к тому же и на протяжении ближайших пяти лет (х4), и в течение следующего года (х3): на 14,3 пункта до 69,8 и на 13,4 пункта до 43,3 соответственно.

"Это означает, что все больше украинцев надеются на улучшение экономической ситуации не только в долгосрочной, а и в краткосрочной перспективе", - отмечают эксперты.

Оценки текущего личного материального положения (х1) и ожидание относительно его изменений (х2) улучшились намного меньше. Значения соответствующих индексов возросли на 7,3 пункта и 8,9 пункта, и составили 40,3 и 57,6.

Меньше всего в марте 2009 года выросла склонность к потреблению (х5) - на 6,4 пункта до 51,0. "С одной стороны, это можно объяснить истощением сбережений украинцев за время экономического кризиса, а с другой - ожиданием дальнейшего понижения цен на отдельных товарных рынках", - поясняют аналитики.

Март 2009 года характеризовался ростом оптимизма настроений украинцев по всем показателям. Не стали исключением и ожидание относительно инфляции (ИИО) и динамики безработицы (ИОДБ).

В частности, ИИО понизился на 0,6 пункта до 185,8. "Это может быть вызвано усилением курса гривни относительно доллара США на фоне относительной ценовой стабильности", - считают аналитики.

Значение ИОДБ улучшилось значительней - на 7,3 пункта до 155,2. "Причиной этого, вероятно, является стабилизация ситуации на рынке труда, где пока что не наблюдается существенных сдвигов ни в худшую, ни в лучшую сторону", - говорится в исследовании.

Индекс потребительских настроений в Украине определяют на основании выборочного обследования домашних хозяйств страны. Во время исследования опрашивают 1 000 лиц в возрасте от 15 до 59 лет. Население в возрасте 15-59 лет, которое составляет 61,3% всего население Украины, считают наиболее активной частью потребителей. Выборка репрезентативна за полом и возрастом, учитывает городское и сельское население и величину населенного пункта. Статистическое отклонение не превышает 3,2%.

"GfK Ukraine" - украинская исследовательская компания, которая предлагает полный перечень услуг по опросу и исследованиям рынков в Украине, Молдове и Беларуси. "GfK Ukraine" входит в международную исследовательскую сеть "GfK Group" – четвертую по размерам исследовательскую группу в мире. "GfK Group" объединяет 115 компаний в больше чем 100 странах мира.

Международный центр перспективных исследований – независимая неприбыльная исследовательская организация, главная цель которой – интеллектуальное обеспечение процесса принятия политических решений в Украине.


Отправить на E-mailОтправить на E-mail   Версия для печатиВерсия для печати
Комментарии(0)

Пока комментариев нет… Будьте первым кто оставит комментарий по этой теме!

или
Вы можете войти с помощью:
Войти с Facebook Войти с Google Войти с ВКонтакте