Доля продаж украинских товаров в торговых сетях страны упала ниже 60%. Девальвация могла бы улучшить ситуацию и остановить рост доли импорта в потребительской корзине украинцев, уверены эксперты, как это произошло в 2009 году. Однако опыт прошлой девальвации показывает, что эффект будет недолговечным, и доля импорта вскоре продолжит расти, передает «КоммерсантЪ-Украина».
Под натиском импортной продукции доля украинских товаров в розничных торговых сетях становится все меньше. Согласно данным Госстата, по итогам 2012 года доля продаж отечественных товаров составила 58,9%, снизившись за предыдущий год сразу на три процентных пункта (п.п.). Отечественные производители сокращают свое присутствие как в сегменте продовольственных товаров (с 87,2% до 86,3%), так и непродовольственных (с 47,2% до 41,9%). Это долгосрочная тенденция, вступление в ВТО лишь усилило её.
Наибольшая доля отечественной продукции – в сегменте хлебобулочной продукции (97,6%) и мясопродуктов (95,1%). Однако и здесь наблюдается постепенное снижение – на 0,9 п.п. и 1,5 п.п. соответственно. Наименьшая доля местной продукции – в сегменте обуви (2,8%), телекоммуникационного оборудования (4,7%) и компьютерной техники (1,2%). Украинской продукции стало больше лишь в сегментах консервов (на 0,9 п.п., до 73,3%), табачных изделий (на 1 п.п., до 94,9%), книг, газет и журналов (на 1,5 п.п., до 89%).
«Рост импорта – следствие стабильного курса гривны. Благодаря привязке национальной валюты к доллару на фоне ослабления остальных валют импорт увеличивает свое присутствие на украинском рынке», – считает аналитик Украинской аграрной ассоциации Марьян Заблоцкий. По итогам прошлого года объем импорта товаров в Украину составил 84,6 млрд долл, почти достигнув показателя 2008 года (85,56 млрд долл). «Без ослабления гривны решить эту проблему невозможно», – уверен эксперт.
Принятая госпрограмма активизации развития экономики на 2013-2014 годы предусматривает политику импортозамещения и повышение конкурентоспособности экономики, но пока никаких действенных мер по поддержке украинской продукции предложено не было. А меры, которые уже приняты, не дали результата. Например, с 2011 года действует нулевая ставка налога на прибыль для предприятий легкой промышленности. И если в 2011 году доля продаж одежды отечественного производства выросла на 0,1 п.п., то в прошлом году – упала на 1,8 п.п. (до 10,9%).
Тенденция постепенного снижения доли продаж отечественной продукции наблюдается Госстатом с 2005 года, когда начали проводиться соответствующие замеры. Семь лет назад доля продаж украинской продукции составляла 70,5%. Исключением стал лишь кризисный 2009 год. Вследствие резкой девальвации гривны доля продаж отечественной продукции возросла с 63,1% до 67,4%. При этом если в структуре продаж продовольственных товаров доля украинской продукции увеличилась лишь на 0,2 п.п. (до 88,4%), то в структуре непродовольственных товаров – на 3,5 п.п. (до 54,7%). Впрочем, уже за два года доля импорта превысила докризисный уровень и продолжила расти.
Такие данные свидетельствуют о том, что девальвация может дать лишь краткосрочный эффект, уверен экономист Александр Охрименко. «Можно рассчитывать на улучшение ситуации только в сегменте продовольственных товаров, однако там доля украинской продукции и так достаточно высока. Среди непродовольственных товаров часто отсутствуют отечественные аналоги, а поэтому спрос на импорт больше зависит от платежеспособности населения», – уверен эксперт.
Впрочем, по словам генерального директора Украинской торговой ассоциации Игоря Кишко, в сегменте продовольственных товаров рост импорта отечественным производителям не угрожает. «Действительно, доля украинской продукции составляет около 80%, и рост импорта связан с восстановлением спроса на такую продукцию после девальвации. Импорт реагирует на изменения спроса, при этом он представлен товарами, либо не имеющими украинских аналогов, либо находящимися в разных ценовых категориях», – уверен господин Кишко.
|