В Украине больше не будет нулевых тарифов на мобильную связь. В Нацкомиссии по вопросам регулирования связи считают, что подобные маркетинговые ходы операторов вводят абонентов в заблуждение и нарушают закон, пишет сегодня "КоммерсантЪ-Украина". Вчера НКРС ввела запрет на услуги, которые операторы позиционируют как бесплатные. В компаниях действия комиссии называют вмешательством в тарифную политику. Но если решение НКРС всё же вступит в силу, на рынке будут установлены более прозрачные правила тарификации, считают эксперты. Отныне операторам мобильной связи запрещено устанавливать нулевую стоимость на услуги и использовать эту информацию в рекламе. "Нулевых тарифов нет и быть не может, – заявила член Национальной комиссии по вопросам регулирования связи Людмила Артюшенко. – В законе "О телекоммуникациях" сказано, что тарифы не могут быть ниже себестоимости. Это очевидный демпинг". "Многие операторы стали предоставлять информацию о том, что у них для потребителей вводятся нулевые тарифы. При этом ни один из операторов не говорит о том, что абоненту даётся определённое количество таких бесплатных минут и к тому же ещё вносится абонентская плата. Эта информация не рекламируется", - объяснила она, пишет газета "Экономические известия". "Только потом абоненты узнают, что за нулевыми тарифами стоит немалая плата", - отмечает она, подчёркивая, что эта сумма может составлять "где-то от 60 до 500 грн в месяц при определённых бесплатных разговорах", - заявила Артюшенко. НКРС дала операторам время пересмотреть тарифную политику и рекламные кампании – до 1 сентября. Если требования не будут выполнены, в комиссии обещают обратиться в Антимонопольный комитет. "За недобросовестную конкуренцию операторов могут уже привлечь к соответствующим санкциям. А это до 5% годового оборота", - говорит член НКРС Владимир Зверев. К слову, 5% дохода "Киевстара" за прошлый год составляют 800 млн грн. У МТС этот же показатель составляет 430 млн грн, у life:) - примерно 170 млн грн, у "Украинских радиосистем" - около 60 млн грн. Анализ тарифов был проведён по обращению "Киевстара", рассказали в НКРС. Члены комиссии и аналитики отмечают, что нулевые тарифы наиболее активно используют МТС и "Астелит" (украинский оператор сотовой связи, работающий в стандарте GSM-1800 и GSM-900. Предоставляет услуги на территории всей Украины под торговой маркой life:). - Прим. ред). "Астелит" первый запустил подобное предложение, – сообщает аналитик iKS Consulting Николай Олиярнык. – В значительной степени именно эта стратегия позволила им завоевать рыночную долю". По данным iKS Consulting, в этом году только "Астелит" продолжает наращивать абонентскую базу – 38 тыс новых абонентов в апреле и 55 тыс – в мае. Для сравнения: у "Киевстара" отток в апреле составил более 200 тыс абонентов, в мае – 120 тыс. В "Астелите" и "МТС-Украина" действия НКРС называют незаконными. "Нормы законодательства не предусматривают полномочий регулятора запрещать использование определённых тарифов мобильных операторов, – утверждает директор по маркетингу "МТС-Украина" Василий Лацанич. – Вопросы ценообразования относятся к сфере компетенции участников рынка". Начальник отдела связей с общественностью "Астелита" Надежда Лубнина считает, что нулевые внутрисетевые тарифы не являются демпингом: "Чтобы воспользоваться условиями нулевого внутрисетевого тарифа, абонентам необходимо выполнять ряд условий – например, ежемесячно пополнять счёт на 25 грн". Отметим, что с 8 мая абонплата на стационарный телефон по Украине возросла на 10%-20%. Теперь сумма денег, которую должны ежемесячно платить украинцы, составляет 22,52 грн (без поминутной оплаты) и 16,44-28,44 грн (с поминутной оплатой – в зависимости от объёма нетарифицируемого времени). В "Киевстаре" отрицают, что решение НКРС повышает ответственность участников рынка за маркетинговые действия. "А то в рекламе предлагают одно, а предоставляют другое", – говорит президент "Киевстара" Игорь Литовченко. В компании отмечают, что предлагают нулевой тариф только в одном из пакетов Djuice. "Это предложение нам придётся поменять, но я не расстроен", – подчеркнул Литовченко. "Решение НКРС означает начало нормальной конкуренции с мобильными операторами", – уверен директор филиала объединённых продаж "Укртелекома" Игорь Сиротенко. К появлению нулевых тарифов на рынке привели ограничительные ставки интерконнекта. С их помощью крупнейшие операторы "заворачивают" трафик внутрь своей сети, полагает гендиректор "Украинских радиосистем" (ТМ Beeline) Александр Баринов. Теперь компании лишатся одного из ключевых инструментов влияния на абонентов, считает вице-президент ИК Dragon Capital Максим Нефёдов: "Рынок станет более цивилизованным, а абонентам будет проще разобраться в тарифах". Он прогнозирует, что теперь операторам придётся устанавливать высокую цену за первую минуту разговора, стимулируя абонентов говорить дольше – так поступили некоторые российские компании. Впрочем, аналитик GfK Ukraine Глеб Вышлинский не исключает, что операторы попробуют обойти запрет НКРС. "Коммуникация нулевых тарифов чрезвычайно важна для МТС и "Астелита". Ноль намного привлекательнее, чем 3 или 5 копеек, он даёт ощущение бесплатности", – отмечает он. Отметим, в мае Антимонопольный комитет признал крупнейших операторов связи монополистами на рынке доступа к своим сетям, что дало Нацкомиссии по вопросам регулирования связи право устанавливать ставки интерконнекта. Тогда же эксперты спрогнозировали, что уже в ближайшее время на рынке исчезнут предложения о бесплатных звонках внутри сетей операторов, но звонки между абонентами разных компаний должны подешеветь. В июне, впрочем, сообщалось, что госрегулирование цен на стоимость взаимного соединения между мобильными операторами откладывается, дело в том, что Антимонопольный комитет сообщил о приостановлении действия своего решения о признании компаний монополистами на рынке доступа к своим сетям. Между тем, издание "Газета по-киевски" предполагает, что на пользователях вчерашнее решение НКРС не отобразится. "Скорее всего, ничего не изменится, НКРС только требует от операторов сменить название - с "нулевой тариф" на "определённое количество минут за ежемесячную плату", - пишет "Газета". "Экономические известия" также утверждают, что для абонентов, которые уже пользуются нулевыми предложениями, ничего не должно кардинально измениться на первых порах. Ведь количество отдаваемых оператору денег в рамках определённого тарифа останется прежним. Должны будут измениться принципы продвижения существующих тарифов. Цены на мобильные услуги растут. Очередные подорожания
При этом примечательно, что никакого удешевления за последнее время не произошло, зато наметился ряд подорожаний. Так, ещё в ноябре "Укртелеком" вдвое повысил плату, взимаемую с мобильных операторов при совершении звонка в сеть госкомпании. В связи с этим операторы прогнозировали очередное подорожание тарифов для абонентов. Кроме того, стоимость услуг роуминга украинских мобильных операторов также возросла в этом году - в среднем на 20%. Операторы рынка связывают это с девальвацией гривни, ведь за предоставленные услуги операторами других стран им приходится рассчитываться в иностранной валюте. Об этом в июне писало издание "Дело". Помимо подорожания услуги, этим летом операторы удивили клиентов и новым подходом к "зонации" стран, что также повлияло на стоимость роуминга. Так, если летом прошлого года для абонентов предоплатных тарифных планов Beeline действовали единые роуминговые тарифы на все звонки (входящие/исходящие звонки в стране пребывания и звонки в Украину - 10,35 грн/минута), то сейчас для препейд-абонентов внедрена зональная тарификация - стоимость услуг зависит от тарифной зоны, к которой отнесена страна пребывания абонента. Это привело к подорожанию услуг, которые возросли для стран Европы в 2 раза (до 21 грн), а для дальнего зарубежья - в 3-4 (до 31-40 грн). Операторы "Киевстар" и "МТС-Украина" напротив количество зон в этом году сократили с шести до четырёх. "Раньше зонирование было географическим. С 1 июня страны распределены по тарифным зонам в соответствии с "профилем" пользования: туристические и бизнес направления поездок", - пояснила начальник отдела роуминга "МТС-Украина" Татьяна Машнина. Однако стоимость на звонки из-за границы у "Киевстара" и "МТС-Украина" значительно отличается. Так, для разговоров из стран Европы наиболее оптимальный тариф предлагает "Киевстар" - 9 грн за минуту исходящего звонка в Украину. А вот если вы отправляетесь в Египет или Таиланд, то более выгодные расценки у "МТС-Украина" - 15-20 грн за минуту. Больше всего этим летом выросли в цене текстовые сообщения. Так, если в прошлом году у всех мобильных операторов стоимость отправки одного sms из стран Европы стоила 2 грн, то в этом году - 3, а для стран дальнего зарубежья эта цена выросла на треть - с 3 до 4-6 грн. "Единственное, на что мы подняли цены, так это sms в роуминге", - отметил президент "Киевстара" Литовченко. Так, ранее отослать текстовое сообщение, пребывая в Египте, стоило 3 грн. Сейчас стоимость его отправки возросла до 4 грн. Для того чтобы удержать абонентов, операторы проводят специальные акции на период летних каникул. Так, life:) предлагает абонентам приобрести специальный пакет "Роуминг life:)". "Абоненты могут звонить в роуминге по 2,50 или 5 грн за минуту и отправлять sms по 2,50 грн", - рассказала Лубнина. В рамках обычного тарифного плана стоимость роуминга для абонентов life:) составляет в среднем 13 грн. В ближайшее время предложит новые акционные тарифы роуминга в жарких странах и Beeline. А вот другие крупные мобильные операторы подобные акции проводить не собираются. "Вместо проведения специальных акций, мы решили предложить всем своим абонентам оптимальные тарифы, которые действуют на постоянной основе", - поясняют в пресс-службе "МТС-Украина". Примечательно, что в связи с повышением тарифов, объёмы и так уменьшившихся продаж мобильных телефонов, могут стать ещё меньше. Вряд ли такая перспектива будет по душе крупнейшим производителям и поставщикам "трубок". |