Большой наплыв туристов в курортные регионы Украины не гарантирует высокого уровня продаж алкогольных напитков Летом самые горячие курортные точки Украины — Одесса и Крым — больше похожи на муравейник из-за большого количества туристов и отдыхающих. Курортный сезон нынче в разгаре. По прогнозам, он должен стать запоминающимся для занятых этим летом в сфере туристических услуг. Отдельную ставку на курортный сезон делают и отечественные производители алкогольных напитков, справедливо полагая, что именно в отпуске люди тратят деньги значительно охотнее. Днем туристы с удовольствием нежатся в лучах палящего солнца, а по вечерам не жалеют сил на забавы и приключения, позволяя себе употребление не только прохладительных, но и горячительных напитков. В барах и ресторанах, а также в супермаркетах курортных городов всегда представлен широкий ассортимент отечественных и заморских напитков, а летом спектр наименований алкогольных напитков расширяется практически беспредельно. Летом туристы пьют легкие вина На первый взгляд кажется логичным, что производство и потребление алкогольных напитков в курортных городах страны в разгар курортного сезона на общем фоне отдыха и веселья должны демонстрировать высокие показатели. Однако, в ходе исследования, которое было проведено «Акцизом» на базе одесских ночных клубов, супермаркетов и винзаводов, было выявлено, что большой наплыв туристов отнюдь не гарантирует высокого уровня продаж алкогольных напитков. Оказалось, что летом алкогольной продукции потребляется практически столько же, сколько и в другие сезоны. Хотя акценты в предпочтениях потребителей спиртного несколько смещаются акценты — наибольшей популярностью, за исключением, конечно же, пива, пользуются сухие и полусухие белые и красные вина, полусухое игристое и игристое брют. «Объемы производства алкогольных напитков напрямую зависят от спроса на этот вид продукции, — объясняет директор по маркетингу и продажам ЗАО «Одессавинпром» Владимир Масленков. — В летнее время в период отпусков в южных городах, таких как Одесса, Коблево, Николаев, а также в Крыму действительно происходит незначительное увеличение производства и потребления спиртного. В первую очередь, это касается сухих тихих вин и шампанского, особенно, брютов». Если говорить о брендах, то опрос торговцев алкоголем Одессы показал, что лидирующие позиции занимают полусладкие игристые и тихие вина торговой марки «Французский бульвар» — «Тамянка», «Монастыркая изба», а также «Парижанка», «Мускат» и «Розенфельд». Пользуются популярностью у покупателей и вина других одесских торговых марок — «Шабо», «Одеська степ», «Староказачье», а также бренды крымских вин «Массандра» и «Магарач». Импортные вина покупают реже. Самые популярные среди них — это Криковские вина (Молдова) и сухие вина из Франции, Чили, Испании и ЮАР. По данным виноделов, в статистике потребления вина в Украине, (и в Одессе в том числе) уверенное лидерство держат полусладкие вина, которым принадлежит 60% потребляемого в Украине напитка виноградной лозы. Еще 20% потребляемых в Украине вин — крепленые вина, и лишь 20% — это сухие и полусухие вина. В летний период объем продаж сухих вин несколько возрастает, однако этого не достаточно для того, чтобы хотя бы приблизиться к показателю потребления сухих вин в других винодельческих странах. Хит продаж — хмельной напиток Самый высокий, спрос в Одессе летом, конечно же, на пиво. Этот напиток в разгар курортного сезона вне всякой конкуренции. В среднем за вечер одесситы и одесские туристы выпивают по полтора литра пива, хотя рекорды в потреблении хмельного напитка отдыхающие и горожане устанавливают чаще всего по выходным дням. Так, в один из недавних уикендов в ресторане города шумная компания из 15 человек за вечер выпила 146 пол-литровых кружек пива. В потреблении крепких напитков горожане заметно скромнее. Максимальный заказ коньяка или водки на одного человека в ночных клубах Одессы составляет 600 грамм. В среднем любители крепкого алкоголя выпивают в городских барах и ресторанах по 300 грамм водки, коньяка или текилы за одно посещение. «Как и любой другой алкогольный напиток, коньяку присуща сезонность потребления. Пик потребления коньяков приходится на октябрь, ноябрь, декабрь, а также март, апрель. В жаркое время года, коньяк потребляется меньше, — объясняет руководитель департамента маркетинга и рекламы ЗАО «Одесский коньячный завод» Юлия Комарова. — Однако в этом году объемы продаж наших напитков в мае и июне значительно увеличились по сравнению с прошлым годом. Если в мае 2006 года мы продали 686 тыс. бутылок коньяка, то в мае текущего года — 1,149 млн. бутылок. Прирост объемов продаж составил 67%». Хотя госпожа Комарова не склона связывать увеличение продаж напитков ОКЗ с резким повышением питейной активности туристов. По ее словам, это свидетельствует об эффективности сотрудничества компании с Торговым Домом «Мегаполис», с которым в конце прошлого года «Одесский коньячный завод» возобновил эксклюзивный контракт. Довольно скромное потребление алкогольных напитков в заведениях даже курортных городов эксперты объясняют тем, что в Украине, к сожалению, ресторанное и клубное дело сегодня — это скорее имидживые заведения, чем традиционные. Сами рестораторы отмечают, что в HoReCa Украины еще не утвердилась, как таковая, культура употребления спиртных напитков во время еды и развлечений. Поэтому основное приобретение алкогольных напитков даже в традиционных курортных городах происходит все-таки в магазинах и супермаркетах. Более того, умеренное потребление алкогольных напитков продиктовано еще и завышенными ценами на спиртное в курортный сезон в HoReCa, а также на входные билеты в престижные ночные клубы и дискотеки Одессы. Продажи обеспечивают магазины По данным одесских розничных торговцев алкоголем, в течение года объем продаж спиртного в городе колеблется незначительно. Некоторая сезонность алкоголю все-таки присуща. Зимой горожане отдают предпочтение крепким алкогольным напиткам: коньяке, водке, а также шампанскому в период новогодних и рождественских праздников. А весной и летом приблизительно ту же сумму потребители тратят на пиво, сухие и полусладкие вина. При этом, самые крупные объемы продаж спиртного в супермаркетах Одессы приходятся, пожалуй, на вино. В жаркое время покупатели приобретают не меньше, чем по полтора-два литра сухого, в основном, белого вина. Частыми являются покупки по 9-11 литров, как правило, в преддверии семейных торжеств. Высокий спрос на вино продиктован еще и географическими особенностями Одессы. И для заведений города, и для домашней кухни одесситов традиционными являются рыбные блюда, наиболее удачно которые дополняют все сорта белого сухого вина. Продавцы спиртного так же отмечают, что качественные крепкие напитки — коньяк или текилу — как правило, приобретают ценители алкоголя, поэтому объем продаж таких напитков не очень высок. Водка же, по их словам, является самым стабильным в плане продаж алкогольным напитком. Не смотря на то, что этому спиртному традиционно присуща ярко выраженная сезонность потребления, в Одессе спрос на водку практически одинаково стабилен и летом, и зимой. Самыми непопулярными среди потребителей спиртного являются всевозможные ликеры. Продавцы магазинов констатируют, что эти напитки покупают значительно реже других. Подводит производителей слабо развитая индустрия туризма По словам господина Масленкова, в курортных городах Украины кроме неотъемлемых преимуществ природных красот и благоприятных климатических условий для туристов, существует немало минусов, мешающих развитию алкогольной промышленности. «Во-первых, инфраструктура туризма в традиционных украинских курортных городах, и в Одессе в том числе, развита слабо, — делится он. — Именно поэтому украинский производитель алкогольных напитков не может полноценно опереться на этот сегмент. Во-вторых, в летнее время происходит большой отток населения Украины в ближайшие зарубежные страны, что в свою очередь сокращает потребление отечественных напитков уже гражданами нашей страны». Кроме этого, все опрошенные «Акцизом» производители заявили, что заинтересованы в активном развитии туризма в Украине, поскольку это действительно сможет обеспечить увеличение объемов продаж их продукции в курортный сезон. Еще одна проблема, которая становится особенно острой в курортных городах в разгар летнего сезона — увеличение количества фальсифицированной алкогольной продукции на рынке. Хотя игроки рынка сходятся во мнении, что эта проблема стоит в Украине остро вне зависимости от сезона. В последние годы теневой рынок алкогольных напитков в Украине существенно сократился во многом благодаря тому, что сами производители всячески пытаются защитить свою продукцию от подделок. В борьбе за качество своей продукции ЗАО «Одессавинпром» делает упор на собственные виноматериалы. Предприятие располагает полутора тысячами виноградников, что позволяет контролировать качество напитка с момента производства винограда и до момента выпуска готового продукта. «Одесский коньячный завод», по словам Юлии Комаровой, проявил последовательность в защите продукции от подделок. Не изменяя традиции разработки оригинальной дизайнерской бутылки, предприятие изменило технологию укупорки бутылок удлиненным колпачком, на который так же нанесены дополнительные элементы защиты. Однако виноделы указывают на несовершенство украинского законодательства в борьбе с фальсификатом. «Закон, который на сегодняшний день регулирует винодельческую отрасль, к сожалению, не позволяет в полной мере бороться с фальсификацией на этом рынке, — сетует Владимир Масленков. — Кроме этого, контролирующее органы не выполняют своевременно и качественно своих обязанностей по борьбе с фальсификатов в Украине. Хотя вопрос качества производимой продукции в первую очередь должны для себя решить сами украинские виноделы. Нужно четко понимать, что такими темпами и с продукцией такого качества мы не сможем конкурировать с европейскими производителями после вступления Украины в ВТО». |