С начала года в Киеве закрылось около 40 ресторанов и заведений общепита, до конца года под угрозой закрытия еще 200 точек, сообщили «Вестям» в КА «Ресторанный консалтинг», передает NewsOboz.org.
Эксперты отмечают, что таких массовых закрытий точек общепита и ресторанов Украина не помнит с 2008-2009 года, когда в год закрывалось по 100 заведений. Основные причины ухода – банкротства из-за падения спроса и рост курса доллара.
«На начало года в Киеве было 1600 заведений. За три месяца уже закрылось 40. В их числе – отдельные точки сетей «Швидко», Solo Pizza, «Челентано», Buddha-bar, вся сеть «Дабл Кофе». К концу года есть предпосылки для закрытия еще 200 заведений», – говорит генеральный директор КА «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова.
VIP-клиенты сбежали из страны
Падение спроса действительно достигло катастрофического уровня: число клиентов ресторанов и кафе, по данным КА «Ресторанный консалтинг», уменьшилось в два раза по сравнению с мартом прошлого года. Причем сокращение произошло во всех сегментах посетителей.
«Часть постоянной VIP-аудитории выехала за рубеж с семьями. Это и высокопоставленные чиновники, и бизнесмены. Из-за «утечки» клиентуры особенно пострадал элитный сегмент», – отмечают эксперты.
Среднестатистический посетитель пострадал от увольнений и начал экономить. «Во-первых, прошла череда сокращений в стране. Если нет работы, – какие рестораны? Во-вторых, даже те, кто остались на работе, теперь нацелены на экономию и питаются дома. Если раньше человек ходили в ресторан раз в неделю, теперь – раз в месяц», – говорит Насонова.
Подтверждают тенденцию и рестораторы. «На показатели ресторанного рынка сейчас влияет общее потребительское настроение, которое динамично регрессирует», – сказал «Вестям» генеральный директор сети ресторанов японской кухни «Сушия» Роман Романчук. Об этом красноречиво свидетельствует «средний чек», который уменьшился наполовину. «Перестали заказывать банкеты, а дни рождения, юбилеи больше не отмечают. Если раньше заказывали шампанское, дорогое спиртное, то теперь просто едят и пьют чай. Средний чек уменьшился в 2-2,5 раза», – пожаловался «Вестям» владелец ресторана авторской кухни Sauvage Владимир Ядловский.
С доставкой – дешевле
Сказался спад потребительского интереса и на секторе доставки еды. Например, в марте закрылась сеть сервисов по доставке и приготовлению еды «Нями-нями». Крупные сети с наработанной базой клиентов преимущественно остались в игре, но при падении спроса в отдельных сегментах сразу предпринимают «антикризисные» меры – привлекают клиентов скидками.
«Служба доставки Сушия в столице не ощутила изменений, динамика осталась прежней. Немного снизилось число заказов в регионах. Но мы дополнительно стимулируем клиентов делать заказы через сайт, предоставляя возможность «поймать» специально предложение или горячую цену. Механизм работает довольно успешно и оправдывает себя в полной мере», – объясняет Романчук.
Доллар взвинтил аренду залов
Не менее сокрушительный удар по отрасли нанес растущий курс доллара, который взвинтил цены на аренду помещений и продукты. «Мы платим аренду в привязке к курсу доллара, возрос курс – возросла и аренда. А клиентов стало меньше вдвое, и настолько же сократилась выручка. Пока не закрываемся, но если ситуация не изменится в ближайшее пару месяцев, будем думать о переезде в более дешевый район и сокращении штата», – рассказал «Вестям» менеджер одного из киевских ресторанов Mafia Евгений.
Аналитики заверяют, что проблема с арендой – явление повсеместное. «Большинство из рестораторов заключают договора об аренде в долларах или евро. Соответственно, аренда растет день за днем. С другой стороны, импортные продукты тоже покупают за валюту – себестоимость блюд дорожает прямо пропорционально скачкам курса», – объясняет Насонова.
В то же время поднять цены в меню рестораторы не имеют возможности. «Себестоимость растет на 20%, но эти расходы берем на себя. Мы уже не можем себе позволить делать скидки и спецпредложения, чтобы привлечь клиентов. Если еще и поднимем цены, то вообще никто не пойдет», – говорит владелец Владимир Ядловский.
Не хотят питаться в центре
Как оказалось, киевляне и гости города больше не хотят посещать заведения общепита в центре столицы, предпочитая спальные районы и кафе в торговых центрах. «Наши рестораны, которые находятся в торговых центрах, не заметили значительных изменений, а вот рестораны в центре Киева стали пользоваться меньшим интересом. Сейчас люди не ходят на прогулки на Майдан, Глобус или в ТЦ «Арена-Сити», как это было раньше, поэтому именно в этих торговых зонах ситуация потребления изменилась. Хочу акцентировать, что показатели достаточно разные в зависимости от конкретных торговых зон, в которых расположены рестораны», – отмечает Романчук.
При этом некоторые бизнесмены умудряются открывать новые рестораны с учетом новых правил игры. «В ближайшую неделю откроется два ресторана: один на Троещине, второй – на Левом берегу», – говорит Насонова.
По мнению эксперта, тенденция рынка может даже переродится в новое направление ресторанного бизнеса: будут популярны локальные, почти семейные рестораны одной улицы, главным преимуществом которых станут приемлемые цены, местный колорит, близость к дому (не надо тратиться на проезд, бензин) и уникальность.
Март подвел
Как правило, март – это начало нового сезона в ресторанном бизнесе, но в этом году он разочаровал бизнесменов. «Если за 100% спроса взять самый прибыльный месяц – декабрь – выручка, скажем 500 тыс. грн, то в январе она падает обычно до 250 тыс. грн, в феврале – поднимается до 300 тыс., а к марту обычно растет до 400 тыс. грн. В этом году мартовского роста не было вообще», – говорят в КА «Ресторанный консалтинг».
Чтобы как-то сохранить бизнес на плаву, рестораторам пришлось идти на сокращения штата и изменение режима работы. «Рестораны сокращают работников на 50%. И небольшие заведения, где вместо четырех работников теперь посетителей обслуживают два, и известные рестораны. А те, кто работал до последнего клиента – закрываются в 20.00», – говорит Насонова.
В регионах пока все в порядке
До регионов волна изменений на рынке пока не дошла. «В регионах все спокойно. Во-первых, они всегда подхватывают тенденцию позже на полгода-год. Во-вторых, там нет перенасыщения рынка, нет жесткой конкуренции и высоких ставок аренды. И возникший кризис просто нормализует ситуацию спрос-предложение», – отмечают аналитики КА «Ресторанный консалтинг». |