Повод поперчить. Cпеции становятся все более стратегическим товаром | |
Людмила Ксенз Деловая столица |
Хотя украинцы используют специи весьма дозировано, их подорожание на мировом рынке вызвало настоящий ажиотаж на отечественных продуктовых рынках. Некоторые представители пищепрома уже заявили, что повышение цен на столь важный ингредиент неминуемо отразится на цене их продукции, хотя доля пряностей в структуре себестоимости продтоваров не превышает 1%. Впрочем, они далеко не единственные в списке желающих подзаработать на пряностях. Ценовая эскалация, которая на протяжении последнего года прокатилась по большинству продовольственных рынков страны, добралась и до специй. По словам коммерческого директора компании «Специи-Одесса» Анны Громовой, средняя динамика удорожания в течение последних месяцев составила порядка 30%, а некоторые виды пряной продукции выросли в цене в три–пять раз. В частности, резко подскочили цены на кориандр: если в прошлом году килограмм специи оценивался в 1,5–2 грн., то сейчас цифра подросла до 8–9 грн. Такой форсаж в первую очередь связан с резким сокращением посевных площадей под культурой в Крыму, совпавшим с неурожаем и увеличением экспортных поставок. Стоимость сушеного лука, весьма востребованного среди производителей мясных изделий и полуфабрикатов, увеличилась с 11–15 грн. до 20–22 грн. за кг, что связано с неблагоприятными погодными условиями, вызвавшими неурожай в Узбекистане. Черный перец, входящий в тройку наиболее популярных в Украине пряностей, подорожал на 30–40%, что эксперты объясняют повышением спроса на мировом рынке. Один из основных экспортеров специи — Вьетнам, решил воспользоваться ситуацией и приостановил поставки, что и спровоцировало всплеск цен. Такую же ценовую динамику демонстрируют мускатный орех, куркума и пр. По словам Анны Громовой, удорожание специй не сказалось на объемах их продаж. Уже несколько лет кряду этот рынок демонстрирует стабильный рост не менее 10% в год, что главным образом объясняется активным развитием пищевой промышленности в стране. Пищевики, естественно, являются наиболее крупными потребителями специй в Украине, закупая не менее 60% всех ввозимых в страну объемов. Среди наиболее активных покупателей г-жа Громова называет мясокомбинаты (мускатный орех, черный перец), кондитерские предприятия (гвоздика, корица, кунжут) и производителей консервации и соусов (лавровый лист, перец). Из-за постоянного роста цен на свежие овощи комбинаты наращивают и закупки сушеных приправ, в частности, лука, моркови и чеснока. Кстати, представители пищепрома уже попытались извлечь выгоду из удорожания специй. Некоторые компании заявили о повышении цен на свою продукцию, ссылаясь на дороговизну приправ, хотя, по оценкам экспертов, их доля в себестоимости большинства продуктов ничтожно мала и не превышает 1%. В частности, представители «Кременчугмяса» сообщили, что повысили стоимость на 10% из-за подорожания оболочки и специй. О подобном намерении заявили еще несколько мясокомбинатов, попросивших их не называть. Консерваторы тоже пересматривают прайсы, но объясняют это скорее резким подорожанием овощей и фруктов. По крайней мере, именно на это посетовал в беседе с «ДС» директор ТД «Нежин» Владимир Коваленко. В компании АВК заявили, что ценовая ситуация на рынке специй вряд ли повлияет на стоимость сладостей, поскольку доля пряностей в них мизерна. Несмотря на повышение спроса, отечественный рынок специй пока сложно назвать очень денежным — его вес не превышает $15 млн. По данным экспертов, среднестатистический украинец использует не более 5 г пряностей в месяц, что в три–пять раз меньше европейского показателя. Однако аналитики высказывают мнение, что в ближайшие годы эта цифра может вырасти как минимум в два раза. Подобные прогнозы они поясняют не только ростом пищепрома, но и стремительным повышением популярности приправ среди обычных граждан. Если ранее наши соотечественники в основном потребляли привычную продукцию (перец, лавровый лист, корица и пр.), то в последние годы стремительно растет интерес к новинкам, что заставляет поставщиков расширять ассортимент. В отечественной рознице появились, к примеру, еще недавно казавшиеся экзотическими кумин, бадьян, орегано, эстрагон, барбарис, пажитник, тимьян, розмарин, фенхель и пр. Причем, как отмечает Анна Громова, покупатели весьма активно экспериментируют с новыми вкусами. Тем не менее в список лидеров продаж новички пока не попали. Сегодня в нем прочно обосновались лавровый лист, перец, куркума, гвоздика, мускатный орех, корица, кориандр, горчица, паприка. Но перспективность пряного рынка привлекает к нему внимание все большего количества бизнесменов. Число ТМ, под которыми продвигаются фасованные специи и приправы, превышает два десятка («Эко», «Ароматика», «Мрiя», Kamis, Galeo, Cykoria, Kotanyi и пр.), причем чуть ли не ежемесячно о себе заявляет новая компания. Активность фасовщиков сказалась на предложении — размер торговой полки под приправами в течение последних двух-трех лет вырос в несколько раз и продолжает увеличиваться. Анна Громова поясняет интерес к этому бизнесу главным образом его высокой рентабельностью, которая может превышать 200%. При этом организация фасовочного производства является сравнительно недорогой (стартовые инвестиции — от $300 тыс.). Правда, в компаниях говорят, что в течение последнего года из-за высокой стоимости магазинной полки и необходимости выделять бюджеты на продвижение прибыльность их бизнеса существенно снизилась, что, скорее всего, притормозит активный количественный рост рынка, но будет стимулировать его качественные изменения, в частности, расширение ассортимента приправ и повышение их качества. |
Tweet |
Отправить на E-mail Версия для печати |