На эту неделю придется пик продаж туров на майские праздники. В первую декаду мая туроператоры ожидают увеличения потока отдыхающих на 40-50%. Пропорционально вырастет и число мошенников в отрасли. Как же уберечься от обмана? Новый вид обмана — это поддельные сайты-двойники известных отелей или туркомпаний. Мошенники продают несуществующие номера и путевки. Иногда встречаются и вовсе отели-призраки: сайт есть, фото номеров и улыбчивого персонала присутствуют, а гостиницы такой нет. Обманщики охотно присылают агента на дом или на работу к клиенту. Через несколько недель сайты исчезают бесследно. — Пока это единичные случаи. Но учитывая, что около 15% отправляющихся на отдых россиян бронируют туры и номера через интернет, этот вид мошенничества становится всё более распространенным, — поясняет «Труду» гендиректор юридической консультации «Визит» Анна Гладун. Ежегодно жертвами мошенников становятся 5% российских туристов — это около 20 тысяч человек. Большинство обманов приходится на новогодние и майские праздники. Самый распространенный вид обмана — продажа липовых туров. С прошлого года на российском рынке могут работать только туроператоры, вошедшие в Единый государственный реестр (туроператор указывается в путевке). Если фирмы в нем нет, то она, скорее всего, липовая, уверяют эксперты. — Сейчас в реестре 4,5 тысячи фирм. Если возникнут проблемы, клиентам заплатят компенсацию, — рассказывает «Труду» вице-президент Ассоциации туроператоров России Андрей Игнатьев. — Каждый год появляется какая-то новая фирмочка, которая кидает по 300-500 человек. Сейчас все предлагают примерно одинаковые цены. Если кто-то продает поездку дешевле на 100-200 долларов, то это обман. Продают мошенники туры по 400-1000 долларов. Выбирают дальние направления с датой поездки не раньше чем через 2 месяца после продажи тура. Вскрывается обман в аэропорту: туристы не находят своего чартера в расписании, пытаются искать крайних. Так, в августе прошлого года «сработала» фирма «Фенек Эйр», продавшая туры в Грецию, Тунис и Болгарию. После чего просто закрылась. Другой распространенный случай — туристов отправляют на курорт, но там их не ждут. Прошлым летом компания «Ютем» отправила в Турцию группу детей, но их отказались заселять. Но чаще всего агентства обманывают туристов по мелочам. — 30% претензий возникают из-за невнимательности при составлении договоров. Когда возникает проблема, смотрят сами и удивляются, как же могли это подписать, — поясняет Анна Гладун. Цифры - 40% — на столько увеличивается количество туристов с 1 по 10 мая
- 5% туристов сталкиваются с мошенничеством
- 500 человек становятся жертвами одной лжетурфирмы
- $200 разницы в цене должны заставить задуматься об обмане
- 20 дней с момента возникновения проблемы или окончания тура — в этот срок турист должен заявить о своих претензиях оператору
Как избежать обмана - Путевки нужно покупать у туроператоров, внесенных в государственный реестр, и туркомпаний, сотрудничающих с ними.
- В надежной туркомпании есть каталоги с фото отелей и номеров.
- В договоре необходимо прописать:
- наименование, адрес и реестровый номер туроператора, а также банка или страховой компании, у которой он получил гарантии;
- в каких случаях и за что можно предъявлять претензии;
- название страны, города, отеля, номер, количество кроватей, питание, перевозка, трансферы, услуги;
- основания и порядок расторжения договора.
- Все возникающие на отдыхе проблемы подтверждайте письменно — справками из отелей о переселении, из аэропорта о задержке рейса. Либо составляйте акт, где должны быть указаны место и дата заполнения, суть проблемы и присутствовать подписи двух свидетелей с их паспортными данными, адресами и телефонами.
|