Европейцы предпочитают гипермаркеты со скидками и распродажами, а наши соотечественники ценят удобно расположенные супермаркеты. В странах Центральной и Восточной Европы все популярнее становятся гипермаркеты, в то время как их доля в Украине составляет лишь 8%, а основным местом покупок остаются супермаркеты. Среди важнейших характеристик магазина жители большинства европейских стран выделяют наличие скидок и специальных предложений, украинцы же скорее назовут близкое расположение и низкие цены. Об этом свидетельствуют результаты исследования Shopping Monitor CEE 2012, проведенного в октябре-ноябре 2011 года в 10 странах Центральной и Восточной Европы. Согласно данным исследования, значительная часть жителей европейских стран выбирает гипермаркеты для покупок продовольственных и непродовольственных товаров: в Румынии – 54%, в Чехии – 44%, в Польше, Боснии и Герцеговине, Венгрии – чуть меньше трети респондентов. В Украине, как и в Сербии, доля гипермаркетов составляет лишь 8%. Популярностью у украинцев пользуются супермаркеты, в которых 45% респондентов делают основную часть покупок товаров повседневного спроса. Такая же доля респондентов выбирает супермаркеты в Боснии и Герцеговине, в Словении этот показатель остановился на 47%. По результатам исследований Shopping Monitor CEE 2012 стало ясно, что количество респондентов, предпочитающих неорганизованную торговлю при покупке товаров повседневного спроса, остается незначительной во всех странах Центральной и Восточной Европы, кроме Украины и Румынии. Доля украинцев, предпочитающих рынки, хотя и стремительно снижается последнее время (на 7 п.п. за последние 2 года), все еще является крупнейшей в регионе — 15%. Среди румын таких респондентов 8%. В ходе проведения исследования опрашиваемые люди отвечали на вопрос, о причине выбора конкретного магазина. Большинство респондентов во всех странах назвали приемлемые цены, широкий ассортимент товаров, а также наличие скидок и распродаж в магазине. Украинцы же больше жителей других стран региона ценят близкое расположение (около 70% выбрали этот вариант), а также низкие цены на отдельные товары (около 24%). В то же время, значительно спокойнее их отношение к таким характеристикам, как широкий ассортимент, скидки и распродажи, вежливый персонал, часы работы и возможность ездить за покупками на автомобиле. Только 11% украинцев часто ездят за покупками на автомобиле, еще 12% используют машину, когда планируют крупные закупки. Это один из самых низким результатов среди стран Центральной и Восточной Европы, где машину для совершения покупок суммарно используют от 45% (Болгария) до 68% (Босния и Герцеговина). |