Бизнес, политика, финансы – для современной женщины уже не существует «запретных зон». Любые ограничения исчезли – вступив в мужскую игру, женщина играет по тем же правилам, только делает это по-особенному, пропуская все через свое собственное мировосприятие. Согласны? Чтобы выяснить, что нового привносят в «мужские дела» женщины и как к этому, собственно, относятся мужчины, мы провели короткий блиц-опрос с пятью успешными управленцами и предпринимателями. Томашу Мурасу, Ярославу Хобте, Игорю Михалицину, Валерию Лыхварю и Ивану Бозбей задали следующие вопросы: – Мужчина и женщина в бизнесе, а бывают ли? – В бизнесе гендерный вопрос влияет (у кого, по-вашему, больше шансов достичь успеха)? – Как увидеть Леди за Бизнес-Леди? В украинском бизнесе уже достигнуто равноправие по гендерному признаку? ТОМАШ МУРАС, генеральный директор ООО «Эмвей Украина» – Бизнес – это бизнес, и он работает по одинаковым правилам как для мужчин, так для женщин. Чего женщинам, к сожалению, часто не хватает – так это большей уверенности в себе и в своих силах, готовности рискнуть. Это связано с тем, что на них традиционно ложится большая ответственность за семью, за воспитание детей. Но времена и привычки меняются, а возможностей для самореализации, в том числе в бизнесе, становится все больше – и благодаря разным малорисковым бизнес-моделям, как прямые продажи, и современным форматам взаимодействия с клиентом, в том числе через онлайн-платформы. – Успех в бизнесе не зависит от того, мужчина это или женщина. Я больше 20 лет проработал в сфере прямых продаж – и за эти годы встретил и сотрудничал со многими успешными, умными и талантливыми женщинами – руководителями, предпринимателями, лидерами бизнеса. Я неоднократно замечал, что женщины более организованны и преданны своему делу. И у них гораздо лучше развиты те качества, которые мы называем «эмоциональным интеллектом». Подтверждение тому – и наши Независимые предприниматели Amway, и участницы конкурса для бизнес-леди «Предпринимательский талант Украины», который наша компания проводит уже пять лет подряд. Уровень и спектр бизнес-идей там такой, что многие мужчины, которые считают себя бизнес-профи, могли бы позавидовать. – Я думаю, что со стороны джентльмена уважение к женщине должно быть постоянным и не связанным с занимаемыми ею социальными ролями или должностями. Для меня это аксиома. ЯРОСЛАВ ХОБТА, Президент Института Свобод Бизнеса – Для меня очевидное различие в степени эмоционального восприятия внешней среды и, следовательно, выборе инструментов для решения той или иной задачи. Редко, правда, но попадаются исключения: женщины бывают намного жестче и прямолинейнее мужчин. Кроме того, хотя в бизнесе важен и результат, и процесс, на мой взгляд, женщины процессу придают больше значения. – Зависит не от пола, а от общества и принятых в нем правил существования. В матриархальном обществе больше шансов у женщин, в патриархальном – у мужчин. Конституционные права у всех одинаковые, а вот функции и нагрузки отличаются. Кроме того, надо учитывать воспитание, образование, опыт, ценности… – Это зависит исключительно от желания и готовности самой Бизнес-Леди, а также от ситуативных условий, в которых она находится и которые могут определять ее модель поведения в каждой конкретной ситуации. ИГОРЬ МИХАЛИЦИН, директор по маркетингу TP-Link Ukraine LLC Networking BU – Лично мне не довелось поработать с женщиной-руководителем, но по наблюдениям за карьерой знакомых и близких и со слов коллег и друзей у меня сложилось впечатление о женщинах-руководителях как о более жестких и вместе с тем более эмоциональных руководителях. Такой подход в некоторых случаях может не только идти вразрез со стратегией компании, но иногда даже препятствовать ей, однако я не располагаю достаточной личной статистикой, чтобы утверждать, что это мнение однозначно правильное и относится ко всем без исключения женщинам в бизнесе. – В отрасли, где я работаю последние 15 лет, в руководстве традиционно преобладают мужчины. В компании, где работаю сейчас, женщины входят в состав только менеджмента среднего звена, поэтому контакты в основном т. н. «горизонтальные». Не замечаю каких-либо различий в сотрудничестве, будь то мужчина или женщина. Как я уже говорил, женщина склонна вносить больше эмоций в работу, что в некоторых случаях может вести к неоднозначным, а иногда и неверным решениям с точки зрения долгосрочной перспективы. Но в то же время личные наблюдения и информация от коллег, друзей и из обсуждений в профессиональных кругах дает основания полагать, что женщина гораздо лучше справляется с ролью советника при руководителе-мужчине, чем с ролью руководителя. Мне сложно объяснить этот парадокс, но по личному опыту могу сказать, что в плане практичности, скорости анализа ситуации и точности в вопросах диагностики бизнес-проблем женщине нет равных, когда она находится в позиции советника руководителя-мужчины. Приходилось не раз наблюдать ситуации, когда женщина в составе рабочей группы одним-двумя словами проясняла проблему и указывала решение там, где рабочая группа из нескольких мужчин не могла справиться добрый десяток минут. – Мне кажется, что главная задача, чтобы каждый занимался своим делом и правильно оценивал свои способности. Когда человек образован, опытен, целеустремлен и понимает свои силы и слабости, нет большой разницы, мужчина это или женщина. Возможно, проблема т. н. «неравенства» частично надумана и поддерживается теми женщинами, чья самооценка завышена и не соответствует способностям быть руководителем. Выше я говорил об эффективном тандеме «женщина-советник — мужчина-руководитель». Так может быть, думать нужно не об удовлетворяющей амбиции записи на визитке, а о бизнесе и о том, насколько его жизнеспособность зависит от формата управленческой команды? Поэтому «мера» может быть одна – фокусироваться на образовании и взаимодействии, а не на «неравенстве». И кто знает, может, «разруха» в виде т. н. «неравенства» закончится сама собой. ВАЛЕРИЙ ЛЫХВАР, генеральный директор Алюпласт Украина (http://www.aluplast.ua/) – Лично для меня все зависит исключительно от профессионального уровня руководителя, если профессиональный уровень высокий – мне без разницы, с кем взаимодействовать по гендерному принципу. – Да, многие из наших клиентов женщины: владельцы и топ-менеджеры. Обычно в переговорных процессах с мужчинами все достаточно прогнозировано: жесткие, целеустремленные, большинство высокого профессионального уровня, понимают специфику бизнеса. Если же женщина ведет переговоры, то, кроме всего выше сказанного, добавлю, что часто это происходит творчески, очень стильно и интересно. Я бы сказал, что много полезного выношу с таких встреч, это держит в тонусе. Часто восхищаюсь шармом и женской хитростью, которая в бизнесе бывает не лишней. – Леди – всегда Леди. А к слову о равенстве, то – нет, к сожалению, еще не достигнуто равноправие. Скорее это эволюционный процесс, поэтому нужно время и терпение. Но мы уже продвигаемся в этом направлении, и я искренне желаю представительницам прекрасного пола удачи на этом сложном пути. ИВАН БОЗБЕЙ, ассоциированный партнер, директор по развитию адвокатской компании «Правочин» (http://www.pravochin.com.ua/) – Лично для меня нет никакой разницы. Более того, с женщинами-руководителями диалог всегда более конструктивный и, как следствие, результативный. Да и просто «живой», лишенный чванливости и сухости, которая присуща мужчинам. Имея дело с женщинами, не ощущаешь духа соперничества, который присутствует в работе с мужчинами-руководителями. Женщины выстраивают партнерство, а не конкуренцию за роль лидера. И это быстрее приводит к общим победам. Кроме того, дамы уделяют пристальное внимание деталям и тщательнее прорабатывают все вопросы сотрудничества. Что, безусловно, позволяет повысить эффективность совместной работы. – В нашем бизнесе – юридическом – это чаще всего женщины-партнеры. Они не обязательно должны быть владельцами компаний, но в статусе партнера непосредственно влияют на принятие решений, имеют свою эксклюзивную зону ответственности (по пулу клиентов или юридическим практикам) и участвуют в распределении доходов. Что касается клиентской среды – в нашем портфеле есть компании, владельцами и руководителями которых являются женщины. И это всегда более четкая постановка вопросов и задач. Кроме того, женщины более тщательно вникают в суть процессов, что в дальнейшем обеспечивает отсутствие конфликтов из серии «вы нас не предупредили, не проинформировали». Память у женщин однозначно лучше. Фиксация всех договоренностей, этапов реализации проектов, промежуточных маркеров результативности и сроков почти всегда точна. Еще ответственность, высокая степень конструктивности, педантичность, чёткое соблюдение дедлайнов, умение выстроить дружелюбные партнерские отношения и, конечно же, обезоруживающее обаяние. – Равенство пока однозначно не достигнуто. Причина этого в трех факторах: предвзятость со стороны мужчин, попустительство со стороны власти и недостаточная амбициозность самих женщин. Для устранения перекоса в пользу мужчин-руководителей необходимы меры как на уровне государственной гендерной политики (законодательное закрепление квот, например), так и на уровне корпоративной политики компаний (когда компании стимулируют и приветствуют развитие женщин-лидеров, создают возможности для продвижения по карьерной лестнице, четко прописывают механизм действия «карьерных лифтов», разрабатывают индивидуальные программы роста для будущих лидеров, культивируют внутренний предпринимательский дух в компании). Ну и, конечно же, самим женщинам нужно быть смелее и ставить планку выше. Как говорится, определи четко цель, а дорога к ней сама найдется. Не в одной компании, так в другой. Важно, с каким багажом – навыками, знаниями и видением – ты идешь в ту или иную компанию. Искренне желаю успеха! ———————————— Этот документ был скопирован с FAVOR.com.ua (https://favor.com.ua/ru/blogs/27625.html). Все права на материал сохраняются за его автором. При перепубликации, ссылка на источник материала обязательна! Дата документа: 2 ноября 2016 г.