Это статья о деятельности фоторепортера. Или нет, правильней сказать так: Эта статья о том, что нужно знать организаторам презентаций, конференций, семинаров, лекций и тому подобного для обеспечения высокого уровня своих фото и видео материалов. Цель статьи – помочь коллегам по цеху, теоретически подготовить потенциальных клиентов, поясняя работу фотографа, и указывая на факторы от которых зависит конечный результат. Те мои товарищи, которые часто бывают на корпоративных мероприятиях, наверняка замечали некую закономерность, если на подиуме работает топ-менеджер из дальнего зарубежья, то картинка вырисовывается сама собой, а отснятый материал выглядит лощено и приносит профессиональное удовлетворение. На против, наблюдая через объектив славянского лектора, можно взмокнуть, удерживая на весу тяжелую аппаратуру, в тщетном ожидании когда он все таки переведет взгляд с конспекта на публику. Соответственно, фотографии получаются скучные, повествовательные, им сильно не достает внешней эффектности. Так происходит не потому, что Мы хуже чем Они, просто цивилизованный запад уже давно освоил рецепт ярких мероприятий и обучает своих ведущих специалистов, прикладным нюансам ораторства. А в Наших институтах подобных дисциплин не было, и в большинстве случаев, опыт публичных выступлений приобретается эмпирически, путем проб и ошибок. Метод очень популярный, но не слишком эффективный, потому что не всегда подвергается детальному анализу (для этого нужна специальная компетенция), и повторяющиеся ошибки, порой превращаются в элементы имиджа, если никто во время не подскажет и не поправит. Посему, хочу описать свои наблюдения и поделиться пожеланиями, с теми кто так или иначе имеет отношение к проведению общественных мероприятий. 1. Первое что нужно запланировать, это – активные точки локаций, то есть места непосредственных действий, на пример – место лектора (ведущего), места для торжественных вручений (награждений) с учетом количества выходящих на сцену (чаще всего, их при этом фотографируют это тоже надо учесть), площадки для работы актеров или ассистентов. Если используется демонстрационной проектор, не стоит размещать точку локации в непосредственной близости от экрана. В силу технических особенностей почти не возможно изобразить одинаково хорошо и лектора, и содержимое экрана. К тому же, мощный свет проектора может произвольными пятнами ложиться на выступающего. Иногда, удается использовать такой технический брак -как художественный эффект, но чаще, это все таки мешает. Формат мероприятий бывает самый разнообразный, поэтому по ходу статьи я буду перечислять все известные мне эффект-факторы, а читатель сам определит для себя нужное. Точка локации, плюс-минус должна отвечать следующим требованиям: 1. 2. Кроме хорошей обозримости, желательно обеспечить подход фото и видео операторов на расстояние не более 10-15м. При увеличении указанной дистанции, наиболее распространенные телеобъективы (200мм), теряют свои портретные качества переходя на общие планы (нет возможности, снимать говорящего крупно). К сожалению, места в первом ряду – далеко не панацея, особенно если есть сцена или трибуна на возвышенности. При такой рекогносцировке образуется слишком крутой угол съемки, и фотограф сидящий внизу, в первую очередь будет видеть подбородок лектора (не самый удачный ракурс), а если к тому же, он вооружен только вспышкой на камере, тогда совсем плохо, вспышка с низу просто обезобразит человека, и лучше такой материал заказчику не видеть. Выход из ситуации очень простой. Кресла зрителей нужно расставить не сплошными, продольными рядами, а секторами, что бы оставить один или два прохода на сцену между ними. Это обеспечит необходимую свободу фотографу, который престанет мелькать перед VIP-персонами первого ряда, и добавит комфорта самим слушателям, особенно если понадобиться выйти на сцену быстро из середины любого ряда. 1. 3. Задний план точки локации не должен изобиловать резкими контрастными формами. Возможны мягкие однородные тона, но лучше баннер с логотипом заказчика. Желательно, что бы докладчик находился от фона как можно дальше (5-7м и более), это позволит фотографу «размыть задник», сделать его не резким, сфокусировавшись на главном персонаже. 2. 1. Рекламную информацию, символику компаний, в виде баннеров, флагов, и т.д. нужно размещать таким образом, что бы она автоматически попадала в кадр в течении всего мероприятия. То есть, на заднем плане точки локации. Поместить её к примеру, за спиной выступающего или в местах презентаций. Так же, хорошо работает мелкая атрибутика, как то флажки на столах, фирменные папки и буклеты в руках участников. Авторучки, сумки, сувениры — на первый взгляд абстрактные кадры с участием подобных мелочей, на самом деле могут быть очень полезны, и в последствии продуктивно эксплуатируются дизайнерами компании. Если формат мероприятия располагает, хорошо бы организовать специальное место с элементами фирменного стиля, для фотографирования всех желающих. На манер Голивудских красных дорожек. 3. 1. Фуршет! Непременная часть современных мероприятий. Если чувство внутреннего такта у фотографа присутствует, он не станет снимать жующих-выпивающих, а на скоро перекусивши (фото и видео операторы тоже люди), вернется к своим прямым обязанностям. На мой взгляд, непринужденная атмосфера отдыха — замечательное условие для таких же непринужденных снимков. Подобные фотографии (важных гостей, хозяев-руководителей), будут очень востребованы, привнося разнообразие в деловой характер отчетного материала, происходящего события. Разумеется, я не могу сейчас описать абсолютно все факторы влияющие на качественный уровень репортажа, можно лишь постараться предусмотреть максимальное количество таковых, сокращая число неизвестных, повышая КПД. Также понимаю, что любая, пусть даже не очень масштабная акция, с позиции организатора, это в первую очередь не расходы, а инвестиции в собственное развитие. Соответственно, каждая вложенная копейка обязана принести прибыль через пиар, популяризацию, рекламу… И предлагаю не оставлять за бортом своего внимания те бизнес территории, где качественная фотография может произвести необходимый резонанс. Нужно, оценив истинные возможности, научится использовать этот мощный инструмент максимально широко. В принципе, хорошая фотография отвечает не за событийность, а за гамму эмоций, которую способна реконструировать в сознании людей, причем массово. Но, оставляя на время высокие материи, вернемся к практическим советам и рассмотрим тему влияния личных качеств оратора на репортажную фотографию. 4. 1. Постарайтесь делать мимические паузы в конце высказанной мысли. Когда губы уже спокойны но эмоция еще свежа и глаза устремлены в зал. В этот момент у фотографа есть замечательная возможность, передать творческий порыв оратора, не исказив его гримасой открытого рта и т.п. 4. 2. Усмотрев краем глаза фото или видео оператора, помогите ему выбрать для Вас, наиболее выигрышный ракурс. Импровизируйте движениями головы, рук, тела, от того что Вы предложите, зависит каким будет конечный результат. Искушенные западные докладчики, часто в ходе монолога, адресуют концентрированный взгляд непосредственно в сторону камеры (не обязательно точно в объектив). Помните – фотограф не просто фиксирует реальность, он стремится преподнести как можно лучше, именно Вас. 4. 3. Порой докладчика перекрывают—микрофон, ноутбук, трибуна, фирменная символика и т.д. Самостоятельно оценив ситуацию, на сколько возможно, исправьте её, на пример, уходя от микрофона в сторону камеры. 4. 4. Зачитывая доклад, не держите по долгу глаза опущенными, лучше отыскать несколько точек в разных углах зала, и смотреть туда по верх голов зрителей. Тогда каждый кто находится на оси вашего взгляда, будет уверен что обращение адресовано именно ему, это спровоцирует повышенное внимание к Вашим словам. 4. 5. Ритм повествования не должен быть монотонным. Следует регулярно менять динамику вещания, используя различные «будилки». Встряхивать восприятие слушателей можно и жестами или перемещениями в рабочей зоне лектора, это не только повышает общее внимание зала, но и Вас, будет поддерживать в тонусе. 4. 6. Обязательно осматривайтесь в зеркале, перед выходом на сцену. Галстук, рубашка, пиджак, прическа станут говорить за Вас гораздо раньше, если портрет размещен в СМИ. По законам восприятия, фотография имеет приоритет над текстами. Не зря ведь говорят, что встречают по одежке, а от того как встретят многое зависит. 4. 7. Теперь — самое главное. На сцене (на трибуне, с микрофоном в руке…), Вы в первую очередь – оратор, человек незаурядный, яркая личность, практически артист разговорного жанра! Зритель ожидает от Вас увлекательного действа. Он уверен что Вы знаете больше чем он, доверяет Вам и готов слушать именно Вас. Вы сейчас абсолютный лидер! Не исчерпайте лимит доверия, подогревайте веру в Себя ежеминутно. Хороший оратор, всякое слово превращает в энергетический посыл, который воздействует на слушателей не только информационно, но и психологически. Будьте интерактивны. Фотографировать людей «живых», эмоционально-подвижных не только приятней, яркие фотографии привлекают внимание читателя гораздо эффективней, чем сухие факты присутствия. А по сколько, проходящая акций и есть привлечение внимания масс, то хороший фото видео материал, играет в этом не последнюю роль. 5. 1. Последнее, на чем хотелось бы заострить внимание, это критерии, позволяющие правильно подобрать фотографа и как поставить ему задачу на исполнение. В данном случае он как стилист, от талантов которого зависит внешний имидж Вашей компании, а Вы, соответственно режиссер, указывающий на манеру исполнения. Безусловно, чем выше квалификация специалиста, тем дороже он пытается продать свои услуги. Но главное в выборе, это все таки не размер гонорара, а объем доверия которым Вы согласны наделить такого человека. Посмотрите на него внимательно, поговорите чуть-чуть. Постарайтесь оценить на сколько его видение результата, совпадает с Вашим, с точки зрения вкуса, ментальности, общего развития. Если беглый анализ обнаружил необходимые качества и появилось взаимопонимание, обязательно укажите на круг обязанностей. Чем точней и глубже будет поставлена творческая и техническая задача, тем меньше шансов получить не то, чего хотелось бы. Люди все разные, предпочтения так же, поэтому не стоит полагаться на большой опыт этого человека, а лучше конкретно описать каким Вы видите конечный результат. Будет крайне обидно если, по завершению мероприятия, выяснится что Вам нужна была общая «Семейная» фотография коллектива, а фотограф не проявил по этому поводу личной инициативы, или что то в этом духе. Так же поинтересуетесь когда Вам доставят подготовленный материал. Момент постобработки отснятого, весьма трудоемкий и длительный, к этому нужно быть готовым. И если фотограф просит на обработку несколько дней или даже неделю, это лишь говорит о степени профессиональной ответственности и его самоуважении (в большинстве случаев). С другой стороны, «ложка хороша к обеду» и если Вы привязаны к новостным изданиям, то чтобы резонанс от мероприятия был своевременным, фотографии нужны «на вчера». Решений вопроса может быть множество, но коснуться этой темы, в договоре о сотрудничестве, необходимо. Собственно это все из общих позиций, чем я хотел бы поделится с читателем, но полагаю изучение темы глубже, проявит гораздо большее число нюансов, влияющих на эффектность мероприятия. В заключение, предлагаю детально рассмотреть несколько примеров из моей практики (два мероприятия с интервалом в один день). Положительный пример (фото1) Удобные подступы к точке локации. Фотограф и человек на сцене, на одном горизонтальном уровне. Большое расстояние до «задника». Есть возможность подчеркнуть выступающего, «размывая» задний план. Цвет фона, его фактура не агрессивны и хорошо работают на имидж заказчика. Работа ведущего — безупречна. Одежда в стиле мероприятия. Есть эмоциональный посыл. Не перекрывает себя микрофоном. Делает мимические паузы, смотрит в зал. Зная специфику работы, помогает фото и видео операторам получить хорошую картинку. Фотограф, опираясь на поставленную задачу, всего лишь объединил в одном кадре, факторы отвечающие за рейтинг мероприятия. Отрицательный пример (фото2) Большой угол съемки (снизу в верх) сильно ограничивает в изобразительных средствах. Просто отойти назад мешают кресла зрителей. «Задник» хоть и нейтрален но не работает на благо заказчика. Микрофон, трибуна, ноутбук — почти весь набор препятствий, который приходится обходить фотографу. Выступающий, человек искушенный по этому, придерживается основных правил риторики, но не достаточно артистичен (субъективное мнение фотографа). Фотограф, в поисках оптимальных условий, теряет драгоценные минуты, и вынужден (чаще всего) делать повествовательные, протокольные снимки, по тому что на изощрения может не остаться времени. Положительный пример (фото3) Специально организованное место для всех желающих сфотографироваться – выглядит несколько утилитарно, зато хорошо справляется с задачей популяризации бренда и обычные фотографии «на память» превращаются в рекламный материал. С точки зрения фотографа, такой подход обеспечивает более высокий стандарт качества для всех участников проводимой акции. Все желающие, собираются в одном месте — это раз. Выставленный однажды свет, не требует особых перенастроек соответственно, можно работать быстрее — два. И в кадре нет ничего лишнего (будь то столы, случайные посторонние, элементы интерьера), только фон и портретируемые — это три. Но даже тут остается место для творческих экспериментов, например — по ракурсу. Отрицательный пример (фото4) Экспромт проведения фотосессий, в ходе самого мероприятия, обнажает не подготовленность со стороны организаторов. Задний план не работает на имидж заказчика, и хаотически наполнен не нужными элементами интерьера. Трудно в эффектном ракурсе показать всех участников сюжета (длинный узкий ряд можно было бы построить в несколько уровней, один выше другого, или работать группами). Фотограф, вынужден стремительно подыскивать возможные варианты для возникшей ситуации (ракурс, освещение и т.д.). Страшного в этом ничего нет, если он умеет импровизировать быстро и качественно. Если же нет, получится в лучшем случае скучно, в худшем, не успеет вообще. По этому на мой взгляд, хороший экспромт — это хорошо просчитанный экспромт. ———————————— Этот документ был скопирован с FAVOR.com.ua (https://favor.com.ua/ru/blogs/3998.html). Все права на материал сохраняются за его автором. При перепубликации, ссылка на источник материала обязательна! Дата документа: 28 февраля 2011 г.