Давайте поделим людей на две категории — люди-муравьи и люди-крысы (метафора Бернарда Вербера). Их нравы Люди-крысы ведут себя как крысы — они хватают и жрут. Крысы дерутся за кусок друг с другом, потом хватают его и жрут. В каждой группе крыс появляется самая наглая особь, она бьет других крыс, пока те не признают ее вождем. Потом она их эксплуатирует. А также в каждой группе крыс появляется аутсайдер, которого безжалостно эксплуатируют все, в том числе и эксплуатируемые. Сила крыс в безжалостности и решительности. Крыса жрет сейчас и сегодня, новый день даст новую пищу. Люди-муравьи ведут себя как муравьи — они кооперируются. Муравьи выстраиваются в очередь. Одни муравьи кормят других. Одни муравьи защищают других. Создается порядок, в котором муравейник функционирует как гармоничная саморганизующаяся система, в которой есть место каждому муравью. Сила муравьев многократно возрастает за счет сотрудничества. Муравьи мыслят стратегически, они могут даже выращивать тлей. Теперь за жизнь. Крысы на дорогах На дороге человек-крыса грабит других людей. Он отнимает и жрет их пространство и время. Он выжимает их с полосы, вклиниваясь на их место, даже не включая поворотника. Сам же не пускает соседнюю машину, когда она мигает и хочет перестроиться. Он обгоняет машины, стоящие на красном, перегораживает пешеходный переход, чтобы украсть у остальных водителей их время и приехать первым. Время и деньги — это одно и тоже. Водитель-крыса ежедневно отнимает деньги у других водителей. Водитель-крыса не думает об опасности, которую он генерирует для окружающих. Он хватает и жрет пространство перед собой, несясь по дорогам зигзагами и не погибая только потому, что сотни водителей вовремя тормозят, избегая столкновения с крысой. Крысиное поведение приводит к постоянным мелким авариям, которые увеличивают пробки. И слишком часто крысы создают страшные аварии. Муравьи на дорогах Люди-муравьи на дороге сотрудничают. Они выстраиваются в очередь перед светофором. Они пропускают друг друга, когда им нужно повернуть или въехать с второстепенной дороги. Поток водителей-муравьев едет спокойно, но пробок при этом меньше, так, что в конечном счете все прибывают быстрее и даже экономят бензин. Меньше битых машин и меньшее количество людей умирает в пути. Крысы в бизнесе Люди-крысы выхватывают деньги зубами, убегают и жрут их, спрятавшись в темном углу. Если им не дают деньги добровольно — они кусаются и дерутся. Крыс не интересуют потребности и желания клиента. Они не считают важным что-нибудь дать, чтобы что-нибудь взять. Им нужно взять. Если при этом нужно и давать, то они делают это с неохотой, жадностью и злобой. Люди-крысы часто создают искусственные потребности, например, изолируюя покупателя и продавца и вставая между ними, чтобы схватить больше денег и дать за них меньше. Для этого они готовы выжить с рынка тех, кто делает честный бизнес, или даже убить их. Люди-крысы отнимают выгодный бизнес у других людей и друг у друга. Они кидают и разводят. На переговорах человек-крыса смотрит на вас красными от жадности глазами, требует, угрожает, шантажирует. Он думает только о собственной выгоде и никогда не интересуется вашей. Часто крысы избегают переговоров, просто отключают вам интернет, закрывают вход в здание, прекращают платежи или поставки. То есть действуют грубой силой. Люди-крысы стараются создавать монополии и эксплуатировать своих покупателей, диктуя им нерезонабельные цены, тяжелые условия, низкое качество. Крысы выжимают из своих работников все, потом выкидывают их. Они не видят в работнике человека, а видят только функцию. Они не платят премий, не хвалят за успехи, не благодарят за усердие, а только орут на них и штрафуют их. Бизнес по-крысиному — это постоянная война, напряжение, подлости, гадости, перешагивание через трупы, потеря крови, зализывание ран, атаки и отступления, риск потерять все, включая жизнь. Муравьи в бизнесе Муравьи кооперируются с клиентами, поставщиками и даже конкурентами. В первую очередь они стремятся выстроить гармоничную и долговременную основу для бизнеса. Поэтому они стараются глубоко понять потребности своих партнеров и выстроить свой бизнес так, чтобы выгоду получали все — и продавец и покупатель. Для этого они ведут переговоры, изучают бизнес или даже жизнь своих контрагентов, встречаются в ресторанах, чтобы наладить взаимопонимание и выработать взаимную симпатию и доверие. Муравьи редко зарабатывают состояние одной сделкой. Как правило, они идут к успеху долго. Но они создают инфраструктуру успеха для себя и всех кто их окружает. И они создают долговременный бизнес. Для муравьев важна репутация, уважение, доверие — без них им сложно построить бизнес, основанный на кооперации, взаимной выгоде, долговременном добровольном сотрудничестве. Поэтому они стараются выполнять свои обещания, не заниматься сомнительными операциями, вести себя прилично. Поскольку люди-муравьи не могут заставить покупателя покупать силой, как это делают люди-крысы, то они привлекают его лаской. Они стараются улыбаться, создавать приятную атмосферу, внимательно обслуживать — делать так, чтобы покупатель захотел купить сам. Людям-муравьям приходится ежедневно любить своего клиента. Но это компенсируется тем, что каждый муравей после работы сам становится клиентом и купается в любви и ласке продавцов. Для бизнесмена-муравья сотрудник — это парнер, который помогает заработать и получает за это справедливое вознаграждение. Они просят, а не приказывают, прислушиваются к мнению, помогают профессиональному и карьерному росту, щедро хвалят, честно платят за работу. Бизнес с муравьями полон удовольствия, ощущения надежности и уверенности в будущем. Крысы в политике Человек-крыса хватает власть, прячется в угол и жрет ее одна, кусая всех, кто желает получить свой маленький кусочек. У крысы нет союзников и попутчиков. В конечном счете она искусает до смерти всех кто ей помогал и захватит себе всю власть, до которой сможет дотянуться. Народ для политика-крысы — эксплуатируемая масса, ресурс. Если народ не подчиняется добровольно, то политик-крыса будет кусать его, бить его и принуждать, до тех пор пока народ не сломается и не согласится на крысиную эксплуатацию. Крыса не может договариваться с другими крысами. Она всегда просто отнимает у слабых и убегает от сильных. Если у крыс в распоряжении оказываются армии, часто единственным способом решить спор является война. Муравей в политике Политик-муравей кооперируется с другими политиками. Он изучает их взгляды и интересы и создает такую конфигурацию, в которой все оказываются более или менее удовлетворенными, во всяком случае не униженными и не загнанными в угол. Поэтому политики-муравьи очень общительны. Они постоянно собираются вместе, обнюхивают оппонентов, ощупывают их усиками, стараясь понять их позицию, найти компромисс, избежать конфронтации, и начать работать совместно. Народ для политика-муравья — это среда обитания, которая кормит и поит и которую нужно беречь. Муравей изучает народ и пытается приносить ему пользу, чтобы народ был им доволен к общей выгоде. Главным способом разрешения споров между странами для политиков-муравьев является поиск путей для взаимовыгодного сотрудничества. Для этого требуется изучить и понять соседа, его нужды, планы, объяснить ему свои нужды и планы и найти пути совместного общежития и развития. Для этого нужно выработать в себе симпатию к соседу и в соседе симпатию к себе. Поэтому муравьи распространяют и объясняют свою культуру, чтобы соседи их лучше понимали и привыкают к культуре соседей, пытаясь понять ее и даже полюбить. Реальный мир «Каждый из нас в душе сволочь», — сказал один мой знакомый. Муравей ты или крыса? Это вопрос личный. Я вот хоть немного и крыса, но больше все-таки муравей. Поэтому и в быту, и в бизнесе и в политике крысятничество у меня вызывает мгновенное отторжение и лютую злобу. Так, что всякий раз хочется вцепиться таким гадам в их вонючую шерсть когтями, вонзить свои зубы в их отвратительное горло и выпить их подлую кровь до последней капли. ———————————— Этот документ был скопирован с FAVOR.com.ua (https://favor.com.ua/ru/blogs/897.html). Все права на материал сохраняются за его автором. При перепубликации, ссылка на источник материала обязательна! Дата документа: 31 января 2009 г.