Вадим Скалацкий
(психолог, бизнес-консультант)
В нашем обществе отношение к конкурсам весьма неоднозначно: одним людям они очень помогают в бизнесе, другие в них «не верят» и считают пустой тратой времени. По-моему, отношение людей к конкурсам определяется характерным для них общим стилем ведения бизнеса. Условно можно выделить два бизнес стиля: восточный и западный.
Восточный стиль свойствен малому бизнесу. Здесь тесно переплетены человеческие и деловые отношения: человек может заниматься бизнесом исключительно с родственниками или друзьями, хорошими знакомыми. Заключение сделки во многом определяется рекомендациями родственников или друзей, сроком дружбы или просто отношением к партнеру: иногда, например, бизнесмен может заказывать в ущерб себе комплектующие или рекламу у своего друга с тем, чтобы ему помочь или не обидеть. Однако в малом бизнесе и ставки не велики — поэтому такой бизнесмен в денежном отношении теряет не очень много, зато сохраняет душевный комфорт и друзей-приятелей плюс гарантию того, что и его деловые партнеры будут вести себя с ним так же снисходительно. Для восточного бизнес стиля характерно требование быть на уровне и не отрываться от коллектива. Соответственно, участие в различного рода конкурсах рассматривается как нескромность, пустая трата времени и не приветствуются.
Для западного делового стиля характерно четкое разделение личной жизни и деловой активности: в американских фильмах можно часто услышать такую фразу «ничего личного — это бизнес». В большом бизнесе ставки велики, ритм жизни жестче и сантименты неприемлемы. На каком-то этапе развития бизнеса принимать на работу некомпетентных родственников становится опасно, а покупка комплектующих по завышенной цене в масштабе всего предприятия оборачивается огромными потерями. Западный деловой стиль сух, прагматичен и функционален: никаких личных симпатий и антипатий, только соображения выгоды, надежности и перспективы. Все участники рынка находятся в одинаковом положении и оцениваются исключительно по своим деловым качествам, опыту, умениям, квалификации. Это одновременно и честно и выгодно, поскольку западный стиль расширяет возможности вашего выбора и ничем не сковывает инициативу.
Однако возникает проблема самопрезентации и необходимость в умении представить себя, свое деловое предложение в самом выгодном свете, не погрешив при этом против истины, чтобы не скомпрометировать себя на веки вечные. Для этого существует резюме — послужной список специалиста или фирмы, куда вписываются все достижения. Резюме заменяет по функции рекомендацию друга и чем оно полнее и внушительнее, тем больше шансов получить выгодное предложение. При таком раскладе участие в конкурсах становится жизненно необходимым: сам факт вашего участия в конкурсе уже говорит о том, что вы входите в десятку-сотню лучших фирм или специалистов, а победа в конкурсе подымает вашу цену на рынке многократно. |