Скоро водка подорожает на 40%, а доля контрафакта вырастет до 70% | |
Андрей Свирид Source |
Производители требуют от правительства установить минимальные цены на алкоголь В течение наступающего апреля минимальные розничные цены на основной «репер» алкогольного рынка — водку — вырастут до 75-80 грн за 0,5 л с нынешних 55 грн за бутылку. И это, как говорят производители, достаточно оптимистичный сценарий, построенный на основе того, что больших колебаний курса гривны в 2016 г. не ожидается, а темпы общего спада экономики существенно замедлились по сравнению с 2014-2015 гг., и при условии, что они не вырастут. Причины роста В середине марта 2016 г. государственный монополист ГП «Укрспирт» уведомило производителей алкогольных напитков о том, что с 1 апреля (это не шутка) предприятие повышает отпускные цены. На сей раз цены этилового спирта класса «Люкс» (который, собственно, и закупают ликеро-водочные заводы — ЛВЗ) увеличены на 18,75% – до 285 грн/дал (или на 4,1 грн за 1 л спирта). Такое удорожание сырья, по большому счету, не является катастрофическим для отрасли — спиртовая составляющая в цене бутылки водки возрастет на 1-2 грн. Проблема в том, что это повышение цен станет лишь предвестником грядущего рыночного катаклизма. Дело в том, что с 1 марта 2016 г. начали действовать новые ставки акцизного налога на этиловый спирт. Напомним, что в конце прошлого года парламент приял Закон «О создании конкурентных условий в налогообложении и стимулировании экономической деятельности в Украине», согласно которому спиртовой акциз был увеличен на 50% — до 105,8 грн за 1 литр абсолютного алкоголя. На практике, как пояснил генеральный директор ассоциации «Укрводка» Владимир Остапюк, это означает, что содержание налога в цене стандартной пол-литровой бутылки водки выросло с 14,106 грн до 21,159 грн (вместе с НДС – с 16,9 грн до 25,4 грн). Теоретически, по словам Андрея Матузко, директора департамента развития, инноваций и маркетинга алкогольной компании «Олимп», это означает, что новая цена на водку должна была бы составить 69,9 грн за бутылку. Но в реальности так не получается — акцизный налог был увеличен на общем нисходящем экономическом тренде, растут цены на спирт, дорожает стеклотара, логистика и т.д. Поэтому на полке новая цена уже не может быть 70 грн/0,5 л, а, скорее всего, постепенно установится на уровне 75-80 грн. О последствиях Ответ на вопрос, почему цены оставались относительно стабильными в течение марта, достаточно простой: в преддверии повышения налога производители постарались максимально инвестировать в создание товарных запасов и заключить договора на поставку продукции в торговые предприятия. Это подтверждает и Сергей Блескун, заместитель директора ГП «Укрспирт»: перед повышением акцизного налога с 1 марта украинские ЛВЗ работали в усиленном режиме, в результате чего объемы производства и реализации спирта с начала 2016 г. увеличились на 230% (по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом). См. ниже график «Официальное производство водки…». Но поскольку акцизный сбор в Украине взимается авансом (равно, как и авансируется приобретение спирта), создать запас больше, чем на три-четыре недели, у водочных компаний не получилось. А вот вслед за этим, по мнению Андрея Матузко, рынок крепкого алкоголя Украины вступает на неизведанную территорию. Все предыдущие повышения налога приводили к удорожанию водки примерно на 5-7 грн за бутылку и легальный рынок, после краткого периода турбулентности, частично восстанавливал позиции. Нынешнее повышение цен станет беспрецедентным в истории Украины. Кроме того, на этот раз есть еще одна очень важная деталь. Как пояснил г-н Матузко, в сознании потребителя существует прочный стереотип о том, что водка дороже 60 грн за бутылку относится к премиальному сегменту. Как отнесутся покупатели к тому, что весь легальный алкоголь стал даже не премиальным, а VIP-класса, предугадать сложно. Точно можно прогнозировать лишь одно – легальное производство ликеро-водочных изделий (ЛВИ) в Украине в очередной раз сократится, теневой оборот водки вырастет. По некоторым прогнозам – с нынешних 40% рынка до 60-70%. По мнению Ольги Ивушкиной, генерального директора компании «Истерн Беверидж Трейдинг» (основная ТМ — Medoff), поскольку доходы граждан не растут, реализация легального алкоголя в очередной раз упадет. Традиционно общее потребление алкогольных напитков в стране является достаточно постоянной величиной. Поэтому часть покупателей автоматически начнет искать заменители легальному продукту — самогон, спиртовые настойки, которые продаются в аптечных сетях, и, конечно же, дешевую водку нелегального производства и сомнительного качества. Сейчас в теневой и полутеневой рознице можно найти «водку» по 25-28 грн за бутылку. С учетом общего удорожания и девальвации цена нелегального продукта также вырастет, но все равно составит около 35 грн за пол-литра (т.е. в 2 раза ниже цены легального продукта). В результате, по прогнозам эксперта, рынок легального алкоголя в 2016 г. сократится еще примерно на 35%. См. ниже «Минимальная стоимость водки…».
Таким образом, как полагает Андрей Матузко, легальное производство водки снизится примерно до 14-15 млн дал, а на рынке в течение ближайших двух лет останутся 4-5 крупных легальных производителей. Для справки. Всего действует около 190 лицензий на производство алкогольных напитков. Производителей водки — примерно 40-45. В реальности по «белому» работают около 25.
В легальном поле в таких условиях, по мнению специалистов, смогут выжить бренды трех категорий. Во-первых, нынешние явные лидеры продаж, которые потребители будут приобретать по инерции, по крайней мере, какое-то время после подорожания. Во-вторых, бренды, владельцы которых начали подготовку к нынешней ситуации заранее и придали им имидж «премиальности» (за счет названий, маркетинга, оформления бутылки и т.д.). И, наконец, в-третьих, перспективы имеют инновационные торговые марки, подчеркивающие экологичность происхождения, уникальную рецептуру и пр. Основная же масса брендов нижнего и среднего ценовых сегментов, эксплуатирующая идею хлебного спирта и этно-колорита, с большой вероятностью уйдет с рынка под давлением предложения дешевой нелегальной продукции. Будут ли деньги Понятно, что повышение ставок налога преследует вполне понятную цель — максимально залатать дырявый государственный бюджет. Но возникают большие сомнения в том, что поступления от водочного акциза вырастут. В Украине коэффициент фискальной отдачи от акцизного налога очень низкий — всего 23%. Иными словами, правительство планирует получить увеличение поступлений в бюджет от акцизного налога в 100 грн, а фактически получает всего 23 грн. Для сравнения — уровень фискальной отдачи в ЕС составляет 81%. Происходит это за счет того, что в условиях непродуманного увеличения налогового давления на подакцизных рынках и практическим отсутствием борьбы с контрафактом происходит стремительная тенизация и налоговая база сокращается. Юрий Сорочинский, генеральный директор компании «ЛВН Лимитед» (производитель ТМ Nemiroff), пояснил это на простом примере: в прошлом году легальные производители ЛВИ уплатили в бюджет около 6 млрд грн, притом что на 40% оборот продукции находился в тени. Это значит, что еще 4 млрд грн с реализованной алкогольной продукции не было уплачено. Если рынок тенизируется до 60-70%, просто увеличится доля неуплаченных налогов, а поступления в бюджет не вырастут. Чем помочь Конечно, самый простой способ вывести оборот в легальное русло и получить с него акцизный налог, — вернуть ставки к экономически обоснованной величине (изначально производители предлагали повысить ставку на 15%). Но это, понятно, никто делать уже не станет. Поэтому, как говорят производители, Кабинет министров мог бы немного помочь им, просто исполнив свои обязанности – пересмотреть размер устанавливаемых минимальных розничных цен (МРЦ). Последний раз правительство пересматривало МРЦ еще летом прошлого года – сначала минимальная цена водки была повышена до 49,9 грн/0,5 л, а с 1 сентября 2015 г. — до 54,9 грн/0,5 л. Конечно, эта цена уже не соответствует рыночным реалиям. Но, как рассказывает Андрей Матузко, проблема еще и в том, что некоторые небольшие полутеневые производители добились судебных решений, согласно которым даже указанная МРЦ признана недействительной (на основании того, что в конце 2015 г. соответствующее распоряжение КМУ утратило силу). В результате контрафактная продукция сейчас реализуется в небольших торговых точках по 39,9 грн за бутылку и контролирующие органы ничего сделать не могут. Поэтому, как предлагает Ольга Ивушкина, МРЦ должна автоматически индексироваться одновременно с изменением ставок акцизного налога. Пока, к сожалению, сами отраслевые компании каждый раз, после увеличения акциза на спирт, вынуждены добиваться от Кабмина пересмотра МРЦ. Производители постоянно просят об этом правительство, хотя именно органы исполнительной власти в первую очередь должны быть заинтересованы своевременно устанавливать новые минимальные цены и уменьшать возможности сбыта нелегальных алкогольных напитков. |
Tweet |
Send by E-mail Print version |