Фармацевтическая транснациональная корпорация опутала своей паутиной весь мир. По сути, это одно огромное государство без границ, занимающее всю планету и диктующее свои взгляды всем национальным правительствам.
«Помоги или, по крайней мере, не навреди».
Гиппократ
По прибыльности среди официальных способов получения доходов мировая фармацевтическая отрасль занимает третье место после сетевой и другой коммуникационной сферы и нефтедобычи. Среди неофициальных источников получения прибыли первые три места занимают торговля наркотиками, оружием и людьми.
Оборот фармацевтической отрасли, к примеру, в 2008 году составил 773,1 млрд долл., что сопоставимо с суммарным ВВП – 730 млрд долл. – примерно половины стран мира (90 беднейших из 180). Объем продаж одного только препарата Lipitor – 12,4 млрд долл. (www.pfizer.com) эквивалентен ВВП 20 беднейших стран – 12,7 млрд долл.
Для того чтобы получать такие колоссальные прибыли, мало произвести нужный препарат, важнее донести до потребителя информацию о его существовании и необходимости применения. Основным потребителем лекарств являются больные люди – тут на пути лекарства к ним встает врач, который назначает тот или иной препарат. Врача можно заинтересовать материально, различными бонусами или процентом от продажи медикаментов конкретной фирмы, что и происходит повсеместно. Но существует еще один путь в обход врача, при котором реклама о лекарстве поступает напрямую потребителю через рекламу. Наибольший эффект дает именно телевизионная реклама. При этом расширяется контингент конечных потребителей и за счет практически здоровых людей, которым рассказывают о чудодейственных свойствах некоторых препаратов, например, повышающих потенцию или улучшающих пищеварение.
Именно о телевизионной рекламе и ее влиянии на людей мы с вами и поговорим. К сожалению, информация о полезности или побочных действиях многих медикаментов недоступна простому обывателю, о ней может знать врач, но не артист, играющий в ролике и произносящий заученные фразы. К тому же, фармацевтические фирмы, занимающиеся продажей медикаментов, всячески ограничивают объективную информацию в СМИ, а при их доходах заставить редактора не допустить негативной информации – проще простого. Более того, зачастую то, что рекламируется, вообще является не лекарствами, а биологическими добавками (БАД), но об этом, естественно, умалчивается. Кроме того, часть рекламируемых препаратов являются гомеопатическими средствами, при этом они стоят очень больших денег. Автор – не специалист в гомеопатии, но если это направление медицины существует уже столько времени, значит, эти препараты кому-то помогают. Вполне вероятно, что это связано с эффектом плацебо, или пустышки, когда пациенту назначается медикамент, в котором ничего, кроме мела или сахарной пудры, нет, но при этом говорится, что очень мощный препарат. При функциональных и даже органических заболеваниях это срабатывает, и больной чувствует себя лучше. Здесь важно не столько наличие активного химического вещества, сколько вера пациента во врача и назначаемое им лекарство. Во всяком случае, за 23 года работы в анестезиологии и реанимации я ни разу не использовал ни одного гомеопатического средства. В медицине критических состояний они полностью бесполезны.
Для того чтобы продвинуть свои медикаменты на рынок, фармацевтические компании затрачивают огромные средства. В США производители лекарств-брендов имеют на 81% больше сотрудников в отделах маркетинга, чем в отделах научных исследований и разработок, и в последние годы эта тенденция усиливается.
Масштабы прямой рекламы для потребителя резко возросли: имеются данные, что только в первой половине 2000 года ее объем возрос в США на 43 %. Подобная картина наблюдается и в Украине в настоящее время. Вызывает серьезное опасение то, что при продвижении препарата на рынок представители фирм могут вводить врачей и фармацевтов в заблуждение: лишь 68% рекламируемых показаний соответствовали заявленным в регистрационном досье на препарат; предупреждения о риске содержались только в 10% случаев, взаимодействие лекарств упоминалось лишь в 8%, тогда как в 6% случаев в такой информации было отказано, а о побочных эффектах ЛС сообщалось лишь в 10% случаев и замалчивалось при подаче информации в 9%. Что же говорить о телевизионной рекламе, когда информация о действии нового медикамента скрывается даже от врачей! Понятно, что производители рекламируют медикаменты не для того, чтобы информировать больных, а для того, чтобы получать прибыль.
К тому же, существует проблема, при которой отечественные препараты содержат только 7% должных химических компонентов по сравнению с 44% в мире. Зачастую наибольшее количество фальшивок составляют аналоги наиболее широко рекламируемых препаратов, при этом производятся они на коленке в сараях и, в лучшем случае, просто не окажут никакого действия.
Первое шокирующее сообщение было опубликовано американскими учеными в 1998 году. Оно показало, что в США каждый год от побочных действий и неправильно подобранных лекарств погибают более 100 тысяч человек, и эта причина занимает 4-6 места среди основных причин смертности населения. Побочные реакции как основная причина госпитализации составляют в США 6-7%, в Норвегии – 11,5%, во Франции – 13%, в Великобритании – 16%. В странах-членах ЕС ежегодно вследствие побочных реакций (ПР) лекарственных средств (ЛС) умирает 197 тыс. человек. Финансовые последствия ПР ЛС оценивают в 79 млрд евро. В Российской Федерации в год погибает 60 тыс. человек из-за побочных реакций препаратов и неправильного применения – это в два раза больше, чем в автокатастрофах (!).
Каждый год на рынке появляются сотни новых медицинских препаратов. Для того чтобы медикамент попал в серийное производство, проводят многочисленные исследования, вначале на животных, затем – на добровольцах, после чего, как правило, препарат вначале попадает в страны третьего мира, где проводят дополнительные клинические испытания и отслеживают побочные эффекты. К глубокому сожалению, Украина уже превратилась в страну третьего мира, и на жителях страны проводят испытание малоизученных средств. Безопасность лекарств проверяется путем тщательного наблюдения за пациентами и последующего сбора научных данных. Этот аспект мониторинга лекарств называется пост-маркетинговым наблюдением.
Изучая последствия применения наиболее многообещающих новых препаратов на протяжении последних 25 лет, авторы английского исследования пришли к выводу, что через определенный период каждый десятый препарат или вообще изымали из обращения, или вводили более жесткие ограничения по его применению в связи с тем, что в процессе продолжительного использования выявляли опасные побочные эффекты, которые не были обнаружены во время первичных клинических испытаний.
Врачи должны предупреждать пациентов о повышенном риске нового лекарства в связи с его недостаточной изученностью. И если лечащий врач еще заинтересован в здоровье своего пациента, так как несет за него юридическую и моральную ответственность, то телевизору все равно, что с вами произойдет после приема рекламируемого медикамента, и претензий в случае побочных реакций, осложнений или даже смерти вы ему не предъявите.
Согласно данным исследовательской компании Nielsen, 48% россиян покупают лекарства без назначения врача. В Украине, согласно опросу Института Горшенина, при покупке лекарственных препаратов большая часть наших сограждан – 43,2% – руководствуются советом врача. Более трети опрошенных – 39,6% – полагаются на личный опыт, а 12,5% украинцев доверяют совету аптекаря, прислушиваются к советам знакомых 6,3%, верят телевизионной рекламе 4,3% респондентов. Таким образом, 57% жителей нашей страны лечатся без консультации со специалистом.
В связи с широкой рекламой безрецептурных лекарственных средств и ухудшением доступности квалифицированной медицинской помощи и консультации, в обществе все больше распространилось лечение по совету знакомых или телерекламы.
При этом никто не учитывает нескольких факторов:
– как правило, рекламируемый препарат не является самым эффективным среди аналогичных средств, а зачастую бывает самым дорогим, так как в его цену уже включены расходы на рекламу, а каждая секунда рекламного времени в прайм-тайм на центральных телеканалах стоит тысячи долларов. В результате пациент оплачивает эту рекламу и покупает не лучший, а наиболее разрекламированный препарат. Затраты зарубежных фармкомпаний на рекламу ЛС только в первом полугодии 2009 г. составили почти 500 млн грн;
– вы не знаете, с чем столкнетесь, приобретя рекламируемое средство, вполне вероятно, что вы приобретете БАД или гомеопатический препарат, действия которых сомнительны. К примеру, большинство рекламируемых противопростудных препаратов либо малоэффективны, либо носят только симптоматический характер;
– вы рискуете собственным здоровьем, употребляя рекламные медикаменты. К примеру, так широко рекламируемые противовоспалительные средства могут вызвать образование язвы желудка или кровотечение из язвы, если вы страдаете этим заболеванием. Даже простая микстура от кашля может содержать эфедрин и сальбутамол, которые вызывают подъем артериального давления у пожилых людей, страдающих гипертонической болезнью. Антиаллергические и успокаивающие препараты снижают концентрацию внимания у водителей и людей, работающих в условиях, требующих повышенного внимания, что может привести к авариям и другим серьезным последствиям. Категорически запрещено применение многих безрецептурных препаратов во время беременности, так как они могут вызвать уродства плода, кровотечения, преждевременное прерывание беременности, в первую очередь это касается индометацина, аспирина, ибупрофена.
Таким образом, все разговоры о безвредности рекламы медицинских препаратов являются лишь ширмой, прикрывающей интересы крупных фармацевтических фирм. Попытки протянуть закон о рекламе безрецептурных медикаментов вуалируют неспособность государства навести порядок в сфере здравоохранения и показывают зависимость наших чиновников и депутатов от мирового фармацевтического монстра, для которого на первом месте стоит собственная прибыль, а уже потом – здоровье людей.
Ошибки врачей постоянно смакуются различными газетами и телевидением, при этом совершенно умалчивается проблема самолечения и смерти, связанные с этим явлением. Зачастую врачи просто бессильны, так как к ним пациент поступает уже в безнадежном состоянии, до этого лечась по телевизору, следуя советам рекламы. Если раньше люди лечились по медицинской энциклопедии и им грозила опасность умереть от опечатки, то теперь главным доктором стал телевизор.
Практические врачи могли бы многое рассказать о том, как к ним попадают больные с желудочно-кишечным кровотечением, перед этим бесконтрольно принимавшие рекламный препарат от боли в суставах. Как в больницы привозят пациентов с перфоративной язвой или разлитым перитонитом, пригоршнями глотавшими до этого но-шпу или солпадеин. Как они вытягивают с того света беременных, у которых началось маточное кровотечение после приема индометацина. Вот только врачей никто не спрашивает – проще сотворить очередной сюжет о врачах-убийцах и потчевать обывателя жареными фактами. Кто платит, тот и заказывает музыку, а платит за это в большинстве случаев нынешняя власть, которой необходимо создать в обществе образ врага и отвлечь внимание населения от насущных социально-экономических проблем.
Самолечение возможно, особенно в случае труднодоступности медицинской помощи или финансовой невозможности ее оплатить, но, занимаясь самолечением, вы должны понимать, что берете на себя ответственность за свое здоровье. Не надо потом искать крайних и обвинять во всем врачей.
Единственная просьба к тем, кто лечится по телевизору: постарайтесь хотя бы прочитать инструкцию, прилагаемую к рекламируемому препарату, и, если вы страдаете заболеванием, при котором он противопоказан, то ни в коем случае не принимайте его! В случае, если у вас возникли какие-то побочные реакции, вы стали чувствовать, что с вашим организмом что-то не так, – прекратите прием препарата и найдите время обратиться к врачу, вполне возможно, что он вам поможет. |