Вышел из печати августовский номер газеты «Хадашот» – печатного органа Ассоциации еврейских организаций и общин Украины.
В номере:
Украинского еврейства не существует?.. — интервью с историком Виталием Нахмановичем на тему общинной идентичности:
— На сегодняшний день — мы не украинские евреи, не русскоязычные, а советские. То, что стыдливо называют «русскоязычным пространством», — это, по сути, постсоветское цивилизационное пространство со всеми его атрибутами — доминированием государства, полной зависимостью от него и от любого внешнего донора — не только в финансовом, но и в идейном и духовном плане. Вся так называемая еврейская община слеплена по этому советскому образцу.
Андрей Шептицкий. Коллаборант или «украинский Шиндлер»? —
— Митрополит Шептицкий спас — лично или через своих людей — около 150 евреев. И то, что ему до сих пор не присвоили звание Праведника народов мира, — очень несправедливо, — говорит профессор Шимон Редлих. — Историки считают, что ни один из католических иерархов не был так озабочен судьбой еврейского народа.
Галичане и Холокост — размышления львовского интеллектуала:
— Почему 1 июля 1941 года во Львове громили именно евреев? Потому что немало офицеров НКВД, пытавших и убивавших в тюрьмах ни в чем неповинных галичан, были еврейского происхождения? Но среди «энкаведистов» были и украинцы-надднепрянцы, а Красную армию с цветами, хлебом-солью встречали сотни крестьянок в вышиванках и местечковых интеллигентов.
Украинские защитники еврейской твердыни:
— Уникальнейшая сатановская синагога, построенная в 1514 году, является памятником истории и «охраняется государством». Об этом оповещает табличка на ее фасаде. Это и вся «госохрана».
Еще в 1980-х местные жители превратили синагогу в свалку, вдобавок, разобрали на стройматериалы женскую галерею и мощные контрфорсы, подпирающие ее стены. Охранять (по-настоящему!) синагогу по своей инициативе и безвозмездно взялся местный пенсионер Борис Слободнюк.
Горизонты и миражи палестинской государственности — социолог Алек Эпштейн о «фестивале» признания независимости палестинского государства:
— Кажется, впервые в международно-правовой практике ООН будет признано несуществующее государство, не контролирующее большую часть «своей» территории, не имеющее ни своей валюты, ни своей экономической системы.
Палестинская альтернатива ближневосточному миру:
— Нет сомнений, что у вождей ООП есть неплохой шанс провести интересующую их резолюцию через Генассамблею ООН, — считает политолог Зеев Ханин. — Однако эффект от этого простого и изящного хода может быть серьезно смазан, а возможно, даже контрпродуктивен для ПНА, если команда Абу-Мазена не найдет понимания у лидеров западных демократий, прежде всего, Северной Америки и Западной Европы.
Священные мантры — взгляд Ури Авнери на проблему палестинской независимости:
— Палестинцы замыслили нечто уж совершенно безобразное: вдруг им захотелось удариться в ноги ООН с просьбой предоставить им государственность. Как это они посмели испрашивать такое без согласия другой стороны конфликта?
А разве Израиль не был провозглашен в одностороннем порядке? Наше государство, если помните, провозгласил Бен-Гурион со своими сподвижниками 14 мая 1948 года, совершенно никого не спросясь. Но кто смеет сравнивать?
Палестинское государство — это правильно для Израиля или как израильские интеллектуалы государство Палестина провозглашали:
— Наивно полагать, что создание палестинского государства (да еще без переговоров и заключения двустороннего договора) станет чудодейственным решением палестино-израильского конфликта. Но не меньшей наивностью является и вера в то, что все еще можно предотвратить создание такого государства. Напротив: если раздел страны неизбежен, то Израилю намного выгодней числиться среди сторонников и крестных отцов новорожденного государства.
Мы можем и должны влиять на власть — глава Ваада Украины Иосиф Зисельс о том, что евреи диаспоры могут сделать для Израиля:
— В чем обычно выражается поддержка Израиля? В собраниях на День независимости, в иных мероприятиях по тому или иному торжественному поводу. Но когда наступают сложные дни для нашей исторической родины, — многие евреи в нашей части диаспоры не дают себе труд задуматься, что они могут сделать для Израиля. Я имею в виду лидеров сотен еврейских организаций и общин в СНГ.
Это нужно нам самим — эксперт Вячеслав Лихачев о позиции Украины по палестинской проблеме:
— Украинский МИД до сих пор не обнародовал четко артикулированную позицию по вопросу о голосовании на Генеральной Ассамблее ООН резолюции об одностороннем провозглашении палестинской независимости. Обе заинтересованные стороны проводили интенсивные консультации с украинским внешнеполитическим ведомством, и интерпретировали их результаты в свою пользу.
Я думаю, что...
— Комментарии ряда еврейских общественных деятелей, а также украинских и израильских политиков относительно сентябрьского голосования в ГА ООН по вопросу об одностороннем провозглашении государства Палестина.
Беларусь без евреев:
— За годы войны нацисты истребили 80% из приблизительно 980 тысяч белорусских евреев. Но когда война закончилась, не все вернулись в родные места: жить рядом с могилами расстрелянных родных было нелегко. Сегодня в стране около 13 тысяч евреев — чуть больше одного процента от еврейского населения 1941 года.
Мусульмане сожалеют, что евреи уезжают из Бухары — интервью с хазаном Ново-махаллинской синагоги Бухары Лазарем Боруховым:
— Через десять лет в Бухаре не останется ни одного еврея. Так что история пребывания евреев в Узбекистане может закончиться так же, как в Афганистане. Большинство бухарских евреев пожилого возраста уедут к своим детям в США или Израиль, а еврейская молодежь не видит здесь возможности создать семью.
Евреи «стран домино»:
— Арабские страны, в которых после событий в Тунисе одна за другой происходят «революции», называют «странами домино». А как обстоят дела с еврейскими общинами в этих странах? В какой мере затронули их события, именуемые в СМИ «тектоническими сдвигами»?
Правдивая история антисемитизма — какие фантомы похоронил Умберто Эко на «Пражском кладбище»:
— В романе об антисемитизме нет ни единого еврея, даже эпизодического. Только вымышленные враги, позволяющие человеку пестовать собственную слепоту и не замечать собственных пороков и слабостей. Выходит, Гегель ошибался: трагическая история не повторяется как фарс. Дело обстоит гораздо хуже: она всегда являлась фарсом — и именно потому никогда не перестанет быть трагедией.
Два Школьника над Талмудом — комедия Йосефа Седара об ученых-талмудистах получила в Каннах приз за лучший сценарий:
— Прославившая Седара лента «Бофор» (берлинский «Серебряный медведь» 2007 года за режиссуру) показывала взаимоотношения внутри группы солдат, готовящихся отступать из Южного Ливана. В «Примечании» действие происходит в академической среде, а основное напряжение возникает в отношениях между отцом и сыном.
Электронная версия газеты: http://hadashot.kiev.ua/
Онлайн-распространение: медиа-центр JewishNet
JewishNet – Еврейская социальная платформа |