В прошлом году производство обуви в Украине увеличилось на 5,2%. Покупатели отдают предпочтение местным фабрикам, а торговые сети наращивают долю украинской обуви в ассортименте магазинов.
Украинские производители обуви «поймали волну». Как пишет портал LIGA.net, локальная продукция завоевывает популярность в торговых сетях благодаря более низкой цене по сравнению с китайской, удобству доставки, минимизации валютных рисков и отсутствию контакта с таможней.
Серый импорт
Украинские производители получили шанс нарастить продажи после 2014 года в результате девальвации гривни. «После повышения цен в магазинах, в том числе и обувных, практически никого не было. Ритейлеры вынуждены были пересмотреть свой ассортимент, с тех пор цены на продукцию снизились примерно на 30%», — рассказывает директор консалтинговой компании UTG Евгения Локтионова. Одним из способов привлечь покупателя стала переориентация на продажу обуви украинского производства.
В прошлом году украинские производители обуви выпустили 24,5 млн пар, что на 5,2% больше по сравнению с предыдущим годом, рассказала LIGA.net президент ассоциации Укрлегпром Татьяна Изовит. За этот же период, по ее информации, импорт сократился на 1,9% — до 48,8 млн пар.
Раньше ценовой фактор играл в пользу иностранной продукции. Средняя стоимость импортируемой пары обуви, по данным таможенной статистики, — $4,21, а кожаной обуви — $16,8. Стоимость продукции из Китая, откуда в 2017 году завезли 90,9% от общего объема обуви, еще ниже — $2,71 и 7,94 за пару соответственно. «Это заниженные цены, — рассказывает Изовит. — И на обувном рынке, и в других сегментах легкой промышленности много контрабанды и серой продукции».
По ее словам, несколько лет назад ассоциация Укрлегпром провела исследование и сравнила средние цены на импорт сырья и готовой продукции. Результат удивил. «В 2015 году средняя цена сырья составила $3,93, а изделий — $2,84 за кг. В 2016 году их завозили по $5,11 и 4,64 за кг соответственно, — говорит Изовит. — Но так не бывает».
Розница выиграла
За последние несколько лет украинская продукция нашла свое место на полках торговых сетей и крупных торговых центров. Обувь украинских брендов, к примеру, есть в сети Intertop, рассказывает ее маркетинг-директор Валерия Толочина. Переговоры с украинскими фабриками ведут еще несколько ритейлеров. В Украине открываются специализированные сети.
«Работа с украинскими производителями дает нам преимущества: отсутствие валютных рисков, возможность быстрого дозаказа товаров, — рассказывает Толочина. — В следующем году мы планируем увеличить долю продукции украинских фабрик в два раза».
Произведенная в Украине качественная обувь стоит примерно на 10% дешевле по сравнению с китайскими аналогами, говорит директор обувной фабрики Берегиня Нина Басс. Спрос в Украине оказался кстати. «Примерно 47% от общего количества нашей продукции мы поставляли на рынки России, Беларуси, — объясняет Басс. — Но сейчас они закрыты, мы стараемся компенсировать их за счет ЕС».
В Украине фабрика открыла девять своих магазинов — шесть в Чернигове, два в Киеве и один в Прилуках. Собственные магазины открывает и запорожская обувная фабрика Mida. Украинские бизнесмены развивают сети Prego и Vitto Rossi. Это самые крупные ритейлеры, которые занимаются продажей украинской обуви.
Доля украинских фабрик в общем объеме потребления, по оценкам Укрлегпрома, в 2017 году заняла около 20%. Годом ранее — 18,9%.
Что дальше? По данным опроса НБУ, 67,7% представителей бизнеса в ближайшие 12 месяцев ожидают снижения курса национальной валюты до 29,53 грн за доллар. Девальвация может принести обувщикам дополнительные заказы, прогнозируют собеседники LIGA.net. |