Украинский кондиционерный рынок 2012 года: итоги, тенденции, перспективы | |
Company: Publicity Creating |
13 декабря 2012 г. в Киеве, в ИА «УНИАН», состоялась пресс-конференция «Украинский кондиционерный рынок 2012 года: итоги, тенденции, перспективы», организованная компанией ЛИКОНД, авторизованным торговым партнером корпорации Daikin (Япония), официальным партнером компании HOVAL (Лихтенштейн) в Украине.
В ходе пресс-конференции были подведены итоги 2012 года на украинском кондиционерном рынке, озвучены современные тенденции европейского рынка и перспективы развития климатической отрасли, в целом. Директор компании ЛИКОНД Владимир Степура представил информацию о текущем состоянии украинского климатического рынка и прогнозах развития на 2013 год.
Согласно озвученным данным, 2012 год выдался достаточно тяжелым для рынка климатической техники. По предварительным оценкам, объем продаж на кондиционерном рынке сократился более чем на 20%.
По мнению специалистов, основными факторами, которые повлияли на развитие украинского кондиционерного рынка, являются: – Спад в мировой экономике и экономике стран Еврозоны. – Еврочемпионат по футболу летом 2012 года. – Политическая борьба в связи с парламентскими выборами осенью 2012.
В целом, на сегодняшний день украинский кондиционерный рынок эксперты характеризуют следующими параметрами: · Количество марок кондиционеров (ТМ) – 60. · Ведущие дистрибьюторские компании – 10-15 · Количество дилеров >1500. · Высокая доля одинарных сплит-систем (~96%) . · Достаточно высокая доля сплит-систем не инверторного типа (~10%) · Низкая доля мультисплит-систем (не более 1%).
Владимир Степура отметил, что большинство прогнозов, сделанных в начале сезона, сбылись, что подтверждают следующие данные. Сокращение рынка произошло практически во всех сегментах. Падение, которое началось еще в 2011 году, оценивается в 20-25% в бытовом сегменте. Динамика была крайне неравномерна, как среди различных сегментов рынка, так и отдельных видов оборудования внутри отдельного сегмента. Наблюдался рост рыночной доли кондиционеров на хладагенте R-410A (на смену R-22). Хотя прирост был не такой существенный, как прогнозировалось, в т.ч. из-за остатков оборудования у некоторых поставщиков кондиционеров с прошлых периодов. К сбывшимся прогнозам также можно отнести повышение цен на оборудование бытовой гаммы кондиционеров воздуха «низкого ценового сегмента» – на некоторые торговые марки в первом полугодии. Однако, с другой стороны, те компании, которые решили свернуть кондиционерный бизнес, снижали цены и распродавали оборудование без получения какой-либо прибыли. Кроме того, образовались значительные запасы нераспроданного кондиционерного оборудования 2011 года и, как следствие, произошло снижение закупок дистрибьюторов по сравнению с 2011 годом. Сегодня существуют «переходящие складские остатки». Инсталляционные компании минимизировали свои складские запасы (вплоть до их ликвидации).
В конце 2012 года началась борьба в среднем ценовом сегменте между ведущими мировыми брендами, которая перейдет и на 2013 («бюджетные» инверторные модели + не-инверторы с высокими коэффициентами EER/COP). Продолжается перегруппировка сил среди операторов рынка: снижение количества реальных дистрибьюторских компаний, повышается вероятность смены брендов дистрибьюторами, продолжается поиск путей увеличения рыночной доли. Как следствие упомянутых фактов – наблюдалось снижение рентабельности кондиционерного бизнеса, особенно во втором полугодии.
Важно отметить, что наблюдается рост интереса потребителя к энергоэффективному оборудованию, акцент на полный «жизненный цикл оборудования», но пока не у всех Заказчиков. «Одной из важных тенденций, характеризующей климатический рынок в 2012 году, стало усиление интереса потребителей и корпоративных клиентов к энергоэффективному оборудованию и новым технологиям, что в свою очередь, отразилось на продажах новых моделей оборудования и систем, в которых воплощены указанные инновации. Например, усиливается интерес потребителей к климатической технике, использующей альтернативные возобновляемые источники энергии», – прокомментировал Владимир Степура.
Наиболее востребованными моделями в сегменте бытового кондиционерного оборудования в 2012 году, по-прежнему, остались сплит-системы настенного типа холод-тепло, холодопроизводительностью 2,5 кВт. Также был отмечен стабильный интерес к моделям холодопроизводительностью 7 кВт (настенные) и 12 кВт (канальные). В сегменте мультизональных систем наибольшим спросом пользовались VRF-системы холод-тепло холодопроизводительностью 28 кВт. А также чиллеры малой мощности, с воздушным охлаждением конденсатора (холодопроизводительность от 80 до 200 кВт).
В завершающей части мероприятия по традиции, директором компании ЛИКОНД были сделаны первые прогнозы того, что может ожидать украинский кондиционерный рынок в 2013 году. Эксперт назвал следующие тенденции: 1. Стагнация кондиционерного рынка во всех сегментах. 2. Неравномерная динамика, как среди различных сегментов рынка, так и отдельных видов оборудования внутри отдельного сегмента. 3. Возрастание роли (в связи с уменьшением объема рынка в целом) сегмента рынка по замене морально/физически устаревших кондиционеров воздуха на новые. 4. Продолжение роста рыночной доли кондиционеров на хладагенте R-410A (на смену R-22). 5. Появление на украинском рынке моделей, которые из-за недостаточно высокого уровня энергоэффективности будут запрещены к продаже в странах ЕС с 01.01.2013, но которые не запрещены в Украине: не-инверторы, с более высоким EER/COP, чем ранее. 6. Влияние на систему сбыта кондиционерного оборудования в Украине остатков нераспроданного кондиционерного оборудования 2011 / 2012 годов и, как следствие, снижение закупок дистрибьюторов, по сравнению с 2012 годом. 7. В 2013 году более существенный вклад в структуру продаж кондиционерного рынка будут вносить «бюджетные» бытовые сплит-системы. Среди наиболее «ходовых» бытовых сплит-систем больший рыночный вес приобретут модели холодопроизводительностью менее 2,5 кВт. Следуя общемировым тенденциям, на рынке Украины увеличится предложение инверторных моделей. 8. Борьба в среднем ценовом сегменте между ведущими мировыми брендами («бюджетные» инверторные модели и модели 2,0 кВт по холоду) 9. Снижение цен на модели из High-End сегмента. 10. Ужесточение конкурентной борьбы между кондиционерными компаниями на всех уровнях, в связи со сжатием кондиционерного рынка. 11. Перераспределение рыночных долей между операторами рынка. Хаотичный поиск операторами рынка путей сохранения своей рыночной доли. Попытки использования Интернет-магазинов как «панацеи» от снижения продаж бытовых кондиционеров. 12.Несоответствие между требованиями пользователей и реальной стоимостью сервисного обслуживания уже установленных промышленных кондиционеров воздуха (на фоне продолжающегося кризиса). 13. Дальнейшее снижение рентабельности кондиционерного бизнеса.
Владимир Степура также выделил основные проблемы кондиционерного рынка, требующие решения. По его мнению, это, в первую очередь, Интернет-торговля кондиционерами воздуха, в ходе которой риски для покупателя возрастают. Еще одна проблема – возрастание риска предложения устаревшего и энергонеэффективного оборудования по очень низкой цене, в связи с ужесточением экологических и энергетических требований как в странах ЕС, так и в Китае. Кроме того, на фоне ужесточения конкурентной борьбы возможна недобросовестная конкуренция со стороны компаний, которые любой ценой хотят удержать своё присутствие на рынке. Снижение интереса крупных инсталляционных компаний к сегменту бытовых кондиционеров, что в конечном итоге, ведет к снижению качества монтажных работ бытовых кондиционеров на рынке в целом.
В связи с ожидаемым ростом цен на энергоносители, можно констатировать, что одной из важных тенденций следующего года будет являться устойчивый спрос на высокорентабельные системы и комплексные решения для крупных объектов, а также на энергоэффективное надежное оборудование в малом строительстве и частных домах. Хотя количество реальных объектов не вызывает, на сегодняшний день, большого оптимизма у операторов рынка. Дополнительный толчок к развитию кондиционерного рынка может оказать сервисное направление, а ключевыми маркетинговыми инструментами будут разнообразные программы лояльности для партнеров и клиентов.
14 декабря 2011 г.
За дополнительной информацией обращайтесь: компания ЛИКОНД тел. (044) 238-61-21, факс (044) 238-61-20 |
|
Tweet |
Attached file | Send by E-mail Print version |