Борьба с офшорами: пчелы против меда
  
Forbes
Борьба с офшорами: пчелы против меда

Украинский бизнес пользуется офшорами из-за отсутствия в стране экономических, юридических и политических гарантий

Мировой тренд деофшоризации экономики все чаще встречается в заголовках новостей и аналитических обзорах крупнейших западных СМИ. Под знаменем борьбы с офшорами идет реформирование политических, экономических, законодательных механизмов как в национальном, так и в глобальном масштабе. Деофшоризация стала ключевым моментом, позволяющим лучше понять логику мировых политических и экономических процессов.

На сегодняшний день основными двигателями деофшоризации можно назвать Россию и США. Так, в 2010 году американское правительство приняло FATCA (закон о налогообложении иностранных счетов), в соответствии с которым банки всех стран должны информировать американскую налоговую службу о счетах, открытых американскими гражданами или аффилированными с ними юридическими лицами. После принятия вышеуказанного закона большинство европейских банков отказываются открывать счета гражданам США, так как процедура оповещения, получения разрешения и последующего контроля чересчур обременительна. Посредством такого механизма Белый дом пытается аккумулировать финансовые ресурсы на территории своей юрисдикции

Российские национальные особенности борьбы с офшорами

На фоне конфронтации с Западом активно разворачивает политику деофшоризации Россия. Еще в декабре 2013 года президент РФ Владимир Путин заявлял о необходимости создания механизма, с помощью которого компании, зарегистрированные в иностранных юрисдикциях, не смогут пользоваться «мерами господдержки, включая кредиты ВЭБа и госгарантии». Но в феврале 2014 года администрация Путина дала отрицательный отзыв на законопроект, поддерживающий его же заявление.

Правительство и законодатели РФ, контролируемые президентом, вначале просто играли на публику, не предпринимая реальных шагов, которые могли бы помешать государственным структурам задействовать в их работе офшорные схемы. Тема деофшоризации использовалась как популистский PR-ход для повышения рейтингов первых лиц и отвлечения внимания широкой публики от более насущных проблем в государстве.

Знающие люди понимали, что для борьбы с офшорами в России у правящих лидеров реальные мотивы.
Однако уже в марте этого года, в разгар российской агрессии против Украины, вопрос деофшоризации был снова поднят президентом РФ. Во время своего очередного выступления 20 марта 2014 года на ежегодном съезде Российского союза промышленников и предпринимателей Владимир Путин заявил: «Наша принципиальная позиция состоит в следующем: российские компании должны быть зарегистрированы на территории нашей страны и иметь прозрачную структуру собственности».

Последние законодательные шаги Путина с «закручиванием гаек» показывают, что Россия хочет полностью контролировать своих граждан, в том числе их бизнес. Если же проанализировать политику захватничества Россией украинских территорий и «газовую войну» с привлечением офшорных компаний-посредников в межгосударственных договорах, то в действиях Путина невооруженным глазом просматривается еще и намерение контролировать бизнес украинцев.

Деофшоризация по-европейски

Любопытно, что резкое похолодание в отношениях между Россией и Западом совсем не отразилось на политике Кипра – министерство финансов бывшей офшорной территории, где концентрируется капитал русских олигархов, в марте этого года выдало декрет о смягчении ограничительных мер для владельцев счетов в банках Кипра. Данным указом отменяется ограничение на снятие наличных средств из банкоматов, значительно увеличивается размер ежемесячных переводов внутри республики и вводятся другие смягчения.

Это значит, что, несмотря на давление мировой общественности на Россию из-за ситуации с Украиной, в бывшей офшорной зоне открывается доступ к ранее замороженным денежным средствам для российских вкладчиков. И это на фоне призывов лидеров первых стран мира ввести против России санкции. Такие двойные стандарты дают повод пересмотреть позицию ЕС по отношению к путинскому режиму.

Борьба с офшорами по-украински

История Украины также помнит неудачные попытки законодательной деятельности, направленной на деофшоризацию. Так, в прошлом году Верховной радой рассматривался законопроект «О возвращении капиталов, находящихся и зарегистрированных в Республике Кипр, офшорных зонах и других юрисдикциях, освобожденных от двойного налогообложения или имеющих льготный режим налогообложения». Но так как законопроект был подготовлен безграмотно и не предусматривал реальных механизмов борьбы с офшорами, то силу закона он не обрел.

Однако законотворческая несуразность наших депутатов является лишь верхушкой айсберга. Правда же заключается в том, что финансовые интересы большинства представителей власти обслуживаются в офшорах, и принимать антиофшорные законы Верховной раде попросту невыгодно. Такое положение дел может поменяться после майских выборов, если они состоятся. Очевидно, что Россия будет и дальше стараться контролировать украинский бизнес, и победа пророссийского кандидата может привести к разворачиванию политики деофшоризации в Украине, как это сейчас происходит в России.

Основной причиной необходимости борьбы с офшорами украинские политики называют отток капитала из страны. При этом умалчивается, что украинский бизнес пользуется офшорами из-за отсутствия в стране экономических, юридических и политических гарантий. Лучшим же способом привлечения капитала в национальный бюджет может стать благоприятный режим ведения бизнеса как для резидентов Украины, так и для осуществления инвестиционной деятельности нерезидентами. Это возможно только при законах, содействующих развитию бизнеса в стране, с параллельным ослаблением налогового давления.

Но так как внимание украинского правительства и гражданского сообщества сейчас приковано к проблеме территориальной целостности страны, то обсуждение на общенациональном уровне изменений для стабилизации и укрепления экономики ждет лучших времен. А пока в стране решаются вопросы первоочередной важности, Верховная рада провела в новой редакции закон «Об осуществлении государственных закупок» от 10 апреля 2014 года, который пунктом 17.2.3 ограничивает право компаний, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях, принимать участие в государственных закупках, тем самым демонстрируя взятие пророссийского декабрьского курса.

www.campiogroup.com

Источник: FORBES

 
01033, Украина, г. Киев, ул. Шота Руставели, 44, 2 этаж, офис 1
Phone: +380 (98) 737-88-88
E-mail:
Web:

Attached fileAttached file Send by E-mailSend by E-mail   Print versionPrint version
Comments(0)

No comments yet… Be the first to leave comment on this topic!

or
You may sign in using:
Enter with Facebook Enter with Google Enter with VK