Как я перестала быть «заложником» своего бизнеса
  

Растущий бизнес начинает забирать у его владельца все больше и больше сил и энергии. Рутина, словно болото, затягивает все глубже. Не остается времени на мысли о будущем, ведь некогда думать о стратегическом развитии, когда вы заняты «тушением пожаров». Я для себя решила эту проблему и хочу поделиться этим решением с вами.

Представьте, что вы художник. Но для того чтобы создать шедевр, вам сначала нужно было бы произвести краски, соткать холст и смастерить кисти. Для красок — найти и добыть красящие вещества, смешать их в нужной пропорции с масляной основой, упаковать в удобные тюбики. Для холста — изготовить нити и наладить ткацкий станок. Для кистей — изловить белку, позаимствовать у нее ворса, соединить ворс с ручкой и так далее. Времени и сил на то, чтобы создавать картину, у вас бы уже не осталось.

Творец и исполнитель

В похожей ситуации находятся владельцы молодого бизнеса. У меня у самой когда-то было чувство, что я захлебываюсь. Я жила в достаточно серьезном замешательстве. Бизнес забирал всё мое время. Я, можно сказать, была его заложником.

Но потом я поняла одну простую вещь. Есть идея, и есть механизм. Владелец бизнеса — это художник, он создает картину. Творчество, создание образа компании, стратегические планы развития — вот его основные задачи. И чтобы хорошо их выполнять, владелец должен отделить творчество от исполнения и отдать исполнительные функции кому-то другому. Нужен кто-то, кто будет обслуживать повседневные процессы — «станки» — делать так, чтобы эти «станки» работали, заниматься их наладкой, смазкой, техобслуживанием.

Человек, который выполняет главные исполнительные функции, тот кто обслуживает механизм бизнеса, — это исполнительный директор. Он отвечает за «станок». А вот что и как будет производить этот станок — решает уже владелец.

Как отпустить штурвал

Но как доверить свой бизнес, свое детище, которое я своими руками сделала, кому-то еще? Как отпустить штурвал и заняться составлением маршрута для дальнего плавания?

Первое — Идеи. Для того чтобы спокойно передать оперативное управление, нужно быть уверенным в том, что исполнительный директор думает то же самое, что и ты. Он должен очень хорошо понимать и разделять мои мысли о будущем компании. Для этого мне необходимо четко и понятно сформулировать те идеи, которые я хочу реализовать в бизнесе.

Идея должна быть описана, чтобы к ней можно было регулярно возвращаться и читать. Кроме того, очень важно, чтобы в компании существовали ритуалы, которые помогают сотрудникам концентрироваться на этой идее. Например, мои сотрудники перед началом еженедельного совещания зачитывают в слух цели и стратегию компанию. Это ритуал.

Второе — Механизм. Пока в компании не были налажены рабочие механизмы, я долго чувствовала, что просто не могу отдать штурвал исполнительному директору. Процесс передачи полномочий затянулся на 10 месяцев. Из них месяца четыре у меня не было уверенности, что мой будущий исполнительный директор сможет принять на себя оперативное управление.

Потом у нас было 6 месяцев «Школы владельцев бизнеса», когда мы вдвоем разбирали механизмы управления бизнесом и передавали полномочия по частям. Теперь, когда механизм налажен, его обслуживанием занимается мой исполнительный директор: он (вернее, она) наблюдает за тем, чтобы все процессы правильно работали.

Третье — Общение. Очень важно поддерживать постоянное общение с исполнительным директором. Нужно постоянно совещаться, постоянно говорить о будущем, согласовывать идеи, чтобы поддерживать общее видение. Иначе топ-менеджер будет прививать компании не ваше, а свое видение будущего.

Теперь бизнес не забирает всё мое время — он забирает лишь столько, сколько я решаю ему отдать.


Send by E-mailSend by E-mail   Print versionPrint version

No comments yet… Be the first to leave comment on this topic!

Info The author of this page has prohibited it from commenting by anonymous users. You must login or register your FAVOR.com.ua account to leave a message here.