Арина Домски – Поющая Флора с картины Сандро Ботичелли
  
Author:
Арина Домски – Поющая Флора с картины Сандро БотичеллиАРИНА ДОМСКИ – ПОЮЩАЯ ФЛОРА С КАРТИНЫ САНДРО БОТИЧЕЛЛИ

ЧАСТЬ І: ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ. НА ПУТИ К «OPERA SHOW».

Личность и творчество украинской вокалистки Арины Домски хорошо известны профессионалам и любителям музыки из различных стран мира. Гастрольные поездки певицы по крупным городам Европы и Азии сегодня собирают огромную аудиторию слушателей. Упоительные россыпи звуков её сопрано, изысканные сценические образы, красота и артистическая грация нашли одинаково успешную реализацию как в стилистике популярной эстрадной песни, так и в академической музыкальной культуре.

Подобная стилевая универсальность певицы объясняется не только её природной одарённостью. Арина Домски получила поистине глубокое профессиональное образование в лучших музыкальных учебных заведениях Украины. Она окончила Киевское музыкальное училище имени Р.М. Глиера (класс Екатерины Мамчур – заведующей кафедры академического пения). Высшее образование получила в Киевской консерватории (сейчас это Национальная музыкальная академия имени П.И. Чайковского). В консерватории Арина перенимала искусство прекрасного пения у народной артистки СССР, профессора кафедры академического вокала Дианы Петриненко.

Не только профессиональное, но и творческое становление Арины Домски, несомненно, произошло в годы обучения в консерватории. Именно в её стенах секреты мастерства постигаются многоуровнево: во-первых, освоением поистине огромного пласта академического вокального репертуара, включающего величайшие арии и сложнейшие оперные сцены; во-вторых, глубинным изучением различных стилевых эпох в курсах истории мировой музыкальной и художественной культуры. Не последнее место занимают в консерватории сложные дисциплины музыкально-теоретического цикла (сольфеджио, гармония, полифония), а также мастерство игры на фортепиано и других инструментах.

После окончания консерватории дальнейшие направление деятельности и профессиональные шаги Арины были продиктованы самой жизнью. Растущая популярность на TV различных шоу-программ и захватывающие по карьерным перспективам результаты их участников привлекают внимание будущих звезд исполнительского искусства к многочисленным разновидностям «фабрик звезд», что обеспечивает интерес и популярность у огромной аудитории слушателей, продюсеров. Подобная медийная востребованность яркого современного вокалиста явно предоставляла больше шансов не только «для раскрутки», но и прежде всего – для творчества и реализации своего таланта. Гораздо больше, нежели специфическая сфера академической музыки, совершенно не имеющая промоушена в нашей стране в начале 2010 годов (и не только в те времена!). Поэтому Арина Домски – вокалистка с академическим образованием, успешно проходит кастинги и оказывается в числе участников различных телевизионных шоу. Одно из самых интригующих и успешных для Арины связано с участием в телевизионном проекте канала 1+1 «Суперзірка». Певица-инкогнито всегда выступала в голубой маске и держала интригу своего имени вплоть до успешного финала! Именно тогда многомиллионная украинская телеаудитория могла сполна насладиться чарующими звуками её голоса, причём – в живом звучании под аккомпанемент симфонического оркестра. Работа в проекте даёт Арине возможность общения с режиссёрами новой формации и стилевого направления, а также прекрасный собственный опыт построения зрелищного и яркого номера, его ощущения изнутри, «с изнанки» творческого процесса. Такой зигзаг судьбы («модуляция» из академической среды в эстрадную культуру) у гибкой, незашоренной личности вырабатывает новаторские оригинальные навыки концертного выступления, в чем-то противоположные академическим концертным нормам. Арина вспоминает: «Я получила огромное удовольствие от участия в этом проекте. Мне раньше не приходилось петь и при этом ехать на велосипеде, а потом еще и ходить по беговой дорожке, петь обмотанной бинтами, лежа на каталке. Мне очень нравились оригинальные решения режиссера шоу Жанны Бадоевой. Также большой плюс этого проекта – это выступления с живым оркестром. В отличие от многих украинских вокальных шоу, на «Суперзірке» все слышали исключительно живой звук. И мой голос, который высоко оценили зрители и жюри, звучал вживую ».
Так – исподволь, вызревает в сознании у Арины идея собственного масштабного концертного проекта, способного охватить различные социальные слои, при этом привлечь внимание к оперному жанру и оставить в воодушевленном состоянии от её музыкального шоу колоссальную по численности аудитории. Причем наполнить это сценическое действо классической музыкой, презентованной в определённой стилевой манере.
Попутно певица активно осваивает параллельное стилевое пространство: жанры популярной музыки, пишет и исполняет эстрадные песни, записывает саундтреки к фильмам, выпускает диски и видеоклипы. Искусство аранжировки и выразительные ресурсы электронной музыки органично входят в арсенал её выразительных средств. Постепенно Арина Домски проникается стилистикой эстрадных жанров популярного направления, не расставаясь при этом с базовой академической вокальной традицией.
Активные поиски «своего лица» и той особенной исполнительской уникальности, презентующей вокальный profile Арины Домски в культурном пространстве современного мира, приводит певицу к истокам стилевого направления classical crossover.
В западной и американской культуре этот стиль очень популярен, востребован. Вспомним – как пример, вокальное творчество Сары Брайтман, Андреа Бочелли, группы Il Divo. Интересно, что Арина Домски смело предлагает своё собственное творческое прочтение известных композиций из репертуара этих исполнителей, не опасаясь конкуренции со столь значимыми фигурами европейской музыки и оригинальность её творчества бьёт все рекорды в этом негласном соревновании. Отметим интерпретацию Ариной Домски композиции Ti Amero, известной, прежде всего по репертуару группы Il Divo. В исполнении мужского вокального квартета Il Divo преобладают мягкие распевные «сладкие» интонации, придающие основной идее песни оттенок элегичности, ностальгии, романтизма:
«И я буду любить тебя, как бы то ни было, я знаю
Даже если ты не со мной,
Io ti amero – Я буду любить тебя
Я приведу тебя в свои Солнечные сны..».

Женский вариант этой знаменитой песни Il Divo показан в трактовке Арины Домски. В исполнении украинской певицы мы чувствуем драматичный образ, накал страстей, протест против утерянной любви, её активные поиски. Под стать динамичному исполнению и клип, где героиня предстаёт в красном развевающимся на ветру платье – символом бунтарства, в образе прекрасной королевы, не покорившейся обстоятельствам, протестующей против разлуки. Это прочтение певицы, женщины, с сильными, обнажёнными до оголённых нервов, чувствами. Иными словами, композиция Ti Amero в интерпретации Арины Домски коренным образом переосмыслила известный первоисточник и представила совершенно новый оригинальный образ.
Арина справедливо позиционирует себя единой в восточной Европе последовательницей стиля classical crossover не только в «Opera Show», но и в самостоятельных синглах, кстати, имеющих ротацию на британском TV.
Поговорим о музыкальных особенностях этого стиля. Классическая музыка, заимствуя и переплавляя выразительные средства эстрады, джаза, электронной и поп-музыки, обретая новое звучание оказывается на перекрёстке различных художественных направлений. При этом родовые особенности академической музыки в новых стилевых параметрах, свойственных жанру classical crossover, не растворяются и не теряют своей уникальности. Россыпи изумрудов «золотой секвенции» эпохи барокко, либо – галантный век рококо так же ярко сияют и в электронном стилевом обрамлении, а экспрессивный романтизм арии Далилы Сен-Санса и заострённый лиризм арии Калафа из последнего акта оперы «Турандот» Джакомо Пуччини приобретают новую современную лексику. Особые стилевые ресурсы композиций classical crossover открывают исполнителю безграничные возможности в поиске новых средств выразительности, адаптирующих шедевры мировой музыкальной культуры к особенностям их восприятия слухом и сознанием слушателя ХХІ столетия. Таким образом обнажается «шлягерность мелодизма» практически всех оперных хитов. Стоит заметить, что Арина Домски является не только исполнительницей, но и автором всех своих оригинальных композиций в стиле classical crossover. И это не кавер-версии, а глубинное явление музыкальной культуры, скорее стилевого порядка.
Отметим, что для каждого художественного направления характерна своя сложившая и устойчивая система выразительных средств, которой придерживаются исполнители. В популярной и в академической культуре у певцов существует определенное размежевание типов и правил извлечения звука. Но их кросскультурное взаимодействие и синтез подчас даёт яркий творческий результат. Так, оперные шедевры в интерпретации Арины Домски органично сочетают принципиально разные типы подачи звука: местами вокалистка использует мягкую субтоновую манеру пения, свойственную эстраде, а в кульминационных зонах звучит крепкий академический вокал на опоре. В таком сочетании таится не только особая красота и притягательность, но и сокрыто недюжинное исполнительское мастерство высшей пробы!
Хотелось бы отметить и композиторский талант Арины Домски в жанре classical crossover. Остановимся на музыке. Для каждого своего вокального номера Арина выписывает полную нотную партитуру, точно определяя особенности звучания симфонического оркестра, его звуковые и особые тембровые эффекты. Синтезируя электронное звучание с живым голосом инструментов симфонического оркестра, Арина получает совершенно необычный объёмный саунд, который служит «визитной карточкой» её оперных и сценических номеров.
Интересным представляется и тематическое наполнение композиций. Нередко Арина Домски использует технику полистилистики, и особенно ей удается коллаж. Коллаж в музыке – это особенность композиторской культуры второй половины ХХ столетия. Намеренно резкое соединение контрастных стилей в разных фрагментах одного произведения создаёт ощущение неимоверной динамики музыки. Такой контраст мелодий невольно загадывает загадку слушателю, напрягая его интеллект, активизируя музыкальный кругозор в своеобразной музыкальной викторине. Например, именно так построена композиция народной песни «Щедрик» Николая Леонтовича, вступительный раздел которой неожиданно экспонирует тему танца Феи Драже из сказочного балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Соединение контрастов разных тематических элементов заставляет по-новому услышать контекст Рождества в обеих произведениях, что придаёт необычайную оригинальность новому прочтению Ариной Домски знаменитого «Щедрика» Леонтовича. Еще интереснее применён коллаж в «Песне Сольвейг» Э. Грига: этот разностилевой коллаж применён на уровне способов звукоизвлечения. Вокалистка смело сочетает яркий оперный вокал – сильный и прекрасный в изложении основной темы «Песни Сольвейг», а в вокализах импровизационных разделов её голос поднимается до небывалых высот и звучит в сверхвысоком режиме фистульной фонации. Поражает широкий певческий диапазон певицы, поскольку в других композициях Арина Домски свободно использует приём драматического речитатива в низком регистре.
Безграничные возможности музыкального стиля classical crossover в наибольшей полноте реализовались в проекте Арины «Opera Show». Мастерство молодой исполнительницы и её недюжинный музыкальный кругозор, интеллект, фундаментальная музыкально-теоретическая подготовка, позволили создать музыкальную мистерию в грандиозном вокально-сценическом действе из 24 номеров. Её составными элементами явились величайшие оперные шедевры разных эпох и национальных школ, реализованные в стилистике classical crossover, написанные и исполненные Ариной Домски.
«Opera Show» – это не только прекрасная музыка и «сливки» вдохновенных мелодий выдающихся композиторов-классиков, но и современное шоу, зрелищный компонент которого выстроен по принципу оперно-театральной сцены. Каждый номер в нём имеет сюжет, продиктованный музыкой, свою драматургию и индивидуальное прочтение, которое реализовано в костюме, декорации и видеоинсталляциях. Красочность и совершенство декора не уступают пышности и изысканности вокально-инструментальной линии в исполнении певицы Арины Домски и её инструменталистов.
Каждая композиция стиля classical crossover в «Opera Show» создана с учётом особенностей некоторых свойств современной культуры и психологических механизмов её восприятия. Например, в психофизиологии темпоритмов современного человека преобладает клиповое мышление, стремление к визуализации художественных образов, к текстам и жестам, сжатым до уровня смайла-эмодзи. Краткость, индивидуальность и выразительность звукового образа, зрелищность и колористический мобиль видеоряда прицельно работает и включают все возможные сенсорные каналы восприятия зрителя «Opera Show». А стиль classical crossover помогает достучаться до каждого сердца слушателя из разных социальных ниш.
Заметим, что Арина Домски представлена в шоу как исполнитель, композитор, аранжировщик, автор декораций и эскизов оригинальных костюмов, креативный координатор проекта, продюсер. Вместе с тем, Арина – это еще и виртуальный образ. Ведь певица находится не только на сцене, её изображение в образе Флоры не только проецируется на экран, но и является частью видеоинсталляции картины Боттичелли «Весна». Эта картина величайшего флорентийца эпохи Ренессанса Сандро Боттичелли иллюстрирует исполнение одного из номеров «Opera Show» – музыки Адажио Баха-Марчелло. Одна из мудрых идей картины созвучна идее шоу Арины Домски: прекрасная классика далёких эпох всегда может быть современной, надо лишь суметь услышать её красоту и разглядеть её. И еще стоит упомянуть великую гуманистическую идею шоу: именно любовь и красота спасут мир и современную цивилизацию, а человеку – нашему современнику – надо учится жить в изначальной гармонии природы, мира и космоса.
Находка с коллажем «фотография Арины+картина» в видеоинсталляции картины Сандро Боттичелли «Весна», безусловно, интересная, тем более, что подчеркнуто поразительное портретное сходство нежной и прекрасной героини (символа Флоры) с картины Боттичелли и портрета Арины Домски. Подобное интеллектуальное наполнение визуального ряда шоу вызывает у искушенного и подготовленного зрителя ряд ассоциаций, например, с шедеврами кинематографа. Наиболее известная параллель – фильм Андрея Тарковского «Зеркало», где внешность величайшей актрисы Маргариты Тереховой буквально соседними кадрами фильма сопоставляется с внешностью героини картины «Джиневра де Бенчи» кисти Леонардо да Винчи. Портрет Джиневры (флорентийская поэтесса и интеллектуалка XV века) и внешнее сходство с ней актрисы ХХ века акцентируется режиссёром фильма Тарковским и объясняется следующим образом: «В «Зеркале» нам этот портрет понадобился для того, чтобы найти меру вечного в протекающих перед нами мгновениях ».
Автор и молодая певица Арина Домски демонстрирует мудрое сияние красоты, вокальное совершенство и искушенность зрелого интеллектуального музыканта. «Opera Show» раскрывает новые грани её таланта, а также значение Арины Домски как первооткрывательницы стиля classical crossover во всей Восточной Европе.
В январе 2018 года «Opera Show» Арины Домски было удостоено престижной международной премии в области искусства за популяризацию классической музыки – Diafa Awards в Дубай (ОАЭ).

Ольга Василенко, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки, Киевской муниципальной академии музыки имени Глиера, член Национального всеукраинского музыкального союза.

Attached fileAttached file Send by E-mailSend by E-mail   Print versionPrint version
Comments(0)

No comments yet… Be the first to leave comment on this topic!

or
You may sign in using:
Enter with Facebook Enter with Google Enter with VK