Критическая ситуация в бизнесе – что делать? | |
Александр Высоцкий Джерело |
Ситуация в украинской бизнес-среде угрожающая, но сделать кое-что можно. Два из семи наших филиалов и управляющая компания СНГ находятся в Украине. И поэтому что значит работать в стране, находящейся в состоянии войны, понимаю очень хорошо. Можно конечно делать вид, что войны нет, но это – самообман. Даже угроза войны приводит бизнес-среду в такое же состояние, что и настоящая война. А Украина находится в этом состоянии уже больше полугода. Для большинства бизнесов ситуация очень опасная и сразу хочу сообщить, что многие не переживут этот период – не хватит запаса прочности. Некоторые показатели, которые позволяют оценить положение дел на протяжении последних месяцев: дефицит госбюджета растет (его основа – НДС, налог на прибыль и акцизы), продажи авто хоть и выросли на 9,4% по сравнению с июнем, упали на 62% по сравнению с июлем 2013. Стоимость жилья в Киеве упала в долларах в среднем на 8,1%. Не буду продолжать, приводит цифры, демонстрирующие ухудшение ситуации можно долго, но смысла в этом нет. То, что ситуация плохая и так всем ясно. Возникает вопрос о том, что делать.
Мои украинские подразделения ведут сейчас около 30 консалтинговых проектов почти на всей территории страны: от Днепропетровска до Львова, включая Крым. Поэтому есть некоторые наблюдения в отношении ситуации, которыми стоит поделиться. Рекомендация, которая описана ниже, относится к компаниям, доход которых падает в течение последних шести месяцев. Есть некоторые счастливчики, на которых изменения в бизнес-среде оказало положительное влияние, речь сейчас не о них. Основная ошибка, которую сейчас совершает бизнес – попытка «переждать». Еще остались умники, которые думают, что происходящее в бизнесе – разновидность 2008-го года. Не стройте иллюзий, происходящее переждать не удастся. Не важно, каков запас прочности вашего бизнеса, в этот раз переждать не получится. Даже если вы сократите издержки и используете накопления ничего хорошего в результате не будет. Это не означает, что не нужно сокращать издержки. Главная идея в другом: чтобы выжить сейчас необходимо быстро изменить подход к тому, как ваш бизнес делает деньги. Например, возьмем ресторан со средне-высоким ценником, ориентированым на публику, которая любит вкусно поесть. В 2013 ресторан обслуживал какой-то поток публики, его было достаточно, чтобы зарабатывать. У ресторана есть определенный, установившийся за годы работы подход к тому, как вести дела: какая-то реклама (или просто вывеска), принципы формирования меню, какие-то стандарты сервиса, наличие или отсутствие спец предложений и т.д. Сейчас (август 2014) бизнес-среда и ее ближайшие перспективы изменились настолько, что ресторан продолжит действовать «как раньше», заведение скорее всего разорится. Чтобы спасти ситуацию, требуются кардинальные изменения. Возможно это – смена целевой аудитории, может быть изменение формата заведения или способов рекламы или что-то еще. Но важно понять, что тем, у кого доход падает несколько месяцев, сейчас нужны быстрые и кардинальные изменения. Если в вашем бизнесе в течение последнего полугодия постепенно снижается доход, для начала вам нужно осознать, что ваш бизнес в большой опасности. И чтобы справиться с этим, вам нужно что-то серьезно менять: ассортимент товаров или услуг, способы рекламы и продаж или что-то еще. То, что должен делать высший руководитель компании сейчас, сродни тому, что он делал в момент создания бизнеса: экспериментировал, исследовал, делал попытки, совершал ошибки. Не факт, что вы сможете проложить для компании путь в новых условиях, но если не пытаться – шансов не будет. И не думайте, что в сейчас помогут «косметические» меры: повысить эффективность здесь, снизить затраты там, поднажать в продажах… Рекомендую владельцам и высшим руководителям компаний засучить рукава и взяться за дело также, как это было в момент создания компании. Только в этом случае вы сможете выйти победителем из ситуации, в которой оказался бизнес в Украине. |
|
Tweet |
Надіслати на E-mail Версія для друку |