Переговоры о создании зоны свободной торговли между Украиной и ЕС снова зашли в тупик — на этот раз из-за конфет. Украинская сторона считает высокие пошлины на свою кондитерскую продукцию неоправданными, что может заставить производителей распрощаться с экспортными рынками на западе континента. По данным издания Euroactive, которое ссылается на дипломатические источники в Брюсселе, ЕС хочет ввести 50%-ную пошлину на определенные товары украинского производства, в частности речь идет о конфетах. В Брюсселе опасаются, что украинские кондитерские изделия составят конкуренцию сладостям, произведенным в Евросоюзе. Впрочем, Киев на такие условия не соглашается, поскольку это может больно ударить по кондитерской отрасли. При этом в ЕС считают, что украинская кондитерская отрасль хорошо модернизирована и излишне конкурентоспособна.
Одновременно во время недавних переговоров украинская сторона пыталась убедить представителей ЕС в том, что украинские конфеты не будут конкурировать с известными бельгийскими производителями шоколада. Просто по той простой причине, что продукты из Бельгии и Украины отличаются как по качеству, так и по цене. Впрочем, переговорщики от Евросоюза продолжают настаивать на введении пошлины. По их словам, к Украине выдвигают такие же требования, как и к другим государствам.
В Киеве же считают, что ЕС требует от Украины того же, что требовал от стран — кандидатов на вступление в Евросоюз. Результатом таких компромиссов было присоединение этих стран к ЕС. К Украине же только выдвигают требования, а взамен ничего не предлагают.
Сладкие посылки
Основными экспортными рынками для украинских производителей традиционно являются рынки стран СНГ. В частности, самые большие объемы поставок приходятся на Россию. В общей структуре импорта российского рынка Украина занимает львиную долю — 80%.
При этом стоит сказать, что отечественный рынок кондитерских изделий в высокой степени консолидирован — лидируют в производстве украинского шоколада три компании. По данным Госкомстата, в общем объеме производства «АВК» занимает около 24,6% рынка, Roshen — 22,6%, а «Конти» — 13,6%.
Общий объем экспорта шоколада за пределы Украины в 2005 г. составил 7266 т. В 2006 г. по отношению к 2005 г. единственный раз за пять исследуемых лет наблюдалось сокращение экспорта продукции. При этом темп сокращения достиг 25,5%.
В то же время, начиная с 2007 г., наблюдается постоянный прирост объема экспорта шоколада. Причем за два года, в 2008 г. и 2009 г., это увеличение было достаточно значительным и составило 28% и 22% соответственно.
«В І полугодии 2010 г. по отношению к І полугодию 2009 г. наблюдается положительная динамика. Экспорт шоколада за указанный период возрос на 14%»,— подсчитали аналитики ИАА «Союз-Информ».
По данным других источников, объем экспорта шоколадных изделий по итогам I полугодия 2010 г. вырос на 26% и составил 73 тыс. т.
Сладкая угроза
Угроза пошлины не первая в истории кондитерской отрасли Украины. Только менее месяца назад Беларусь отменила антидемпинговую пошлину на ввоз карамели из Украины для одного из крупнейших производителей кондитерской продукции — группы компаний «КОНТИ».
Компания взяла на себя ценовые обязательства по поставкам карамели в Беларусь по ценам не ниже нормальной цены этого товара, и также обязуется предоставлять в таможенный орган инвойс и сертификат о происхождении товара. При выполнении данных условий антидемпинговая пошлина для «КОНТИ» применяться не будет.
А осенью 2009 г. Беларусь отменила антидемпинговую пошлину на украинскую карамель для компаний Roshen, «Житомирські ласощі» и Харьковской бисквитной фабрики. Российский потребитель также хорошо знаком с украинским конфетами. Так, объем импорта шоколада и изделий из него в Россию в 2009 г., по оценке аналитического агентства ID-Marketing, составил 94 тыс. т. В I квартале 2010 г. ввоз импортного шоколада и шоколадных изделий вырос к аналогичному периоду 2009 г. на 41%.
А во избежание проблем с поставками на емкий рынок России украинские кондитеры обзавелись собственным производством в этой стране. Так, Roshen объявила о строительстве уже третьей производственной площадки в России — производственно-распределительного комплекса производственной мощностью 253 тыс. т кондитерских изделий в год. Как отметили в Roshen, новая фабрика будет нацелена на производство шоколадных изделий, тогда как две действующие выпускают бисквитную продукцию, карамель и помадные конфеты.
Одновременно в группу «КОНТИ» входит три фабрики в Донецкой области и ЗАО «КОНТИ-Рус» в России. Напомним, что годовой оборот российского кондитерского рынка составляет $12 млрд. (второе место в мире после США и пятое место в мире в натуральном выражении — 2923 тыс. т изделий).
Европейский соблазн
По данным международной исследовательской группы TNS, средний восточноевропейский уровень ежегодного потребления шоколада на душу населения — 4-5 кг. Тогда как в Западной Европе и США — 5-6 кг шоколада в год, но это не предел. Среднестатистический житель Швейцарии потребляет более 13 кг шоколадной продукции в год. А вот каждый украинец съедает всего лишь около 2 кг шоколада или 3-4 кг шоколадных изделий в год.
На этом фоне отечественные компании наращивают поставки в европейские страны. Так, корпорация «Бисквит-Шоколад» в 2010 г. увеличила объем экспорта кондитерских изделий по сравнению с 2009 г. на 30% — до почти 25 тыс. т.
Другие отечественные кондитеры уже завели в ЕС свои собственные производственные площадки и торговые дома.
У Roshen есть Клайпедская кондитерская фабрика Klaipedos konditerija в Литве, а «АВК» в 2010 г. открыла представительство в Латвии. Как сообщили в компании, это позволит более продуктивно взаимодействовать с локальными партнерами, в частности, с крупным сетевым ритейлом. «Официальное присутствие позволило повысить как оперативность, так и качество принимаемых решений, помогло в полной мере учесть специфику местного рынка и, как следствие, предоставить партнерам компании более выгодные и комфортные условия сотрудничества»,— отметили в «АВК».
На этом фоне 50%-ная пошлина на импорт украинской кондитерской продукции в ЕС может разрушить все планы производителей. «Можно будет поставить крест на экспорте в ЕС»,— считает начальник отдела экспортных поставок компании «Житомирські ласощі» Анатолий Чумак.
Как отметили в «АВК», продукция «АВК» конкурентоспособна с лучшими мировыми аналогами, как на внутреннем рынке, так и за рубежом. Компания экспортирует свою продукцию в более чем 20 стран мира. Доля экспорта в общем объеме продаж компании в последние годы в денежном выражении составляет 45-55%. «На внешних рынках наибольшим спросом продукция «АВК», кроме «домашнего рынка», пользуется в России, Казахстане, балтийских государствах, Германии, Израиле и других»,— рассказали в компании.
Одновременно, как отметил представитель одной из фабрик, украинская продукция очень качественная и составит рынкам ЕС конкуренцию. «У нас много продукции, которой нет аналогов в Европе»,— отметил источник. По его словам, в случае ввода пошлины придется перенаправить все усилия и объемы на рынки СНГ. |