История создания системы EAN*UCC | |
В 2007 году исполнилось 30 лет международной организации EAN International, образованной для того, чтобы обеспечить устойчивое функционирование в мировом масштабе системы товарной нумерации как основы идентификации товаров с использованием штриховых кодов. Использование штриховых кодов для идентификации объектов в производстве, транспортировании, хранении и торговле с целью автоматизации процессов, связанных с устойчивым и надёжным вводом информации, имеет достаточно интересную историю. Использование условной идентификации товаров для ускорения процессов расчетов с покупателями было предложено в США Валласом Фалинтом, сыном руководителя склада потребительских товаров из Массачусетса, который в Гарвардском университете в 1932 году написал магистерскую работу по теме «Автоматизация кассовых пунктов в супермаркетах». Предложенный им проект не мог быть тогда реализован в связи с отсутствием экономических и технических условий, но впервые показал выгоду от автоматизации обслуживания клиентов в магазинах. К концу 40-х годов в США изучение технического аспекта автоматизированного считывания и контроля цен в торговле привело к разработке нескольких проектов, из которых лучший был запатентован в 1949 году. Объектом этого проекта было описание изображения, которое впервые было названо штриховым кодом, полученного с помощью миниатюрной круглой печатной формы. В последующие годы появлялись и другие проекты идентификации товаров, которые предполагали применение специальных знаков, часто в виде штриховых кодов, однако для этих знаков по-прежнему не была решена задача точного и эффективного автоматического считывания. Попытки применения штриховых кодов в промышленности относятся к началу 60-х годов. В 1962 году американская фирма «Air Brake» из города Вестингхауз зарегистрировала патент, который предусматривал применение штриховых кодов для учета железнодорожного подвижного состава. К концу 60-х годов на Североамериканской железной дороге нашла применение и практически существовала вплоть до 1974 года система штрихового кодирования, которая использовала отражающие штрихи. Такими штриховыми кодами было обозначено около 95% товарных вагонов в США. Некоторые фирмы использовали эксперимент железной дороги на складах и родственных отраслях. Приблизительно в то же время (в 1972 году) фирма «Monarch Marking Systems» разработала цифровой код «Кодабар», который еще и в 90-х годах использовался в банках крови и библиотеках. Несомненным недостатком первых штриховых кодов было то, что при их помощи можно было кодировать только цифры и некоторые специальные знаки. Первый алфавитно-цифровой штриховой код фирма «Intermec» разработала только в 1974 году. Это был код «Code 39», который используется и в настоящее время для представления произвольной алфавитно-цифровой информации любого назначения. Бурное развитие сети супермаркетов в 60-х годах в США и Канаде послужило толчком для разработки единой для этих государств системы, обеспечивающей автоматическую идентификацию товаров в расчетных узлах, кассах и на складах. Инициаторами разработки универсального кода товаров и соответствующей системы идентификации, которая удовлетворяла бы потребностям производства, поставки и торговли, выступили члены объединения производителей бакалейных товаров. Результатом проведенной работы была организация в 1970 году специального общества, объединяющего производителей и торговцев из этих стран, – Universal Code Council (UCC), в рамках которого и был разработан и утвержден в 1973 году 12-разрядный штриховой код UPC (Universal Product Code), названный стандартным товарным кодом. C помощью этого штрихового кода на товары наносились 12-разрядные номера, которые присваивались UCC в соответствии с выработанными этой организацией правилами, имеющими межотраслевой характер. В 70-х годах применение штриховых кодов становится повсеместным. Благоприятствовал этому бурный рост экономики, а также доступность малых и дешевых лазерных сканеров – считывателей штриховых кодов. На открытом рынке США и Канады сканирование штриховых кодов начало использоваться в 1974 году. Успех системы автоматической идентификации товаров с применением кодов UPC в США и Канаде привел к росту заинтересованности этими проблемами во всем мире, особенно в Европе. К этому времени во Франции и Германии уже существовали собственные национальные стандарты обозначения продуктов. В 1974 году представители производителей и дистрибьюторов промышленно-развитых стран Европы образовали комитет, целью которого являлось исследование возможности внедрения на европейском континенте системы, аналогичной системе UCC. В основе европейской системы идентификации товаров было предложено использовать тринадцатиразрядный или восьмиразрядный цифровой незначащий номер, представляемый на товаре в виде штрихового кода EAN -13 или, соответственно, EAN - 8. В феврале 1977 года двенадцатью членами-учредителями от Европейских государств было официально провозглашено создание Ассоциации товарной нумерации EAN (Europen Article Numbering), устав которой предусматривал полную открытость новой ассоциации для всех стран и территорий мира, желающих на добровольной основе присоединиться к выполнению ее целей и задач. К числу основных целей ассоциации относилась координация многоплановых начинаний, связанных с практическим внедрением членами Ассоциации штриховых кодов. Другие страны мира, в том числе Япония, Австралия, Аргентина, Мексика, быстро поняли достоинства системы и объявили о своем желании участвовать в Ассоциации. Поскольку к Ассоциации присоединились большинство государств всего мира, включая США и Канаду, ее название несколько изменилось и стало выглядеть как EAN International, что отразило ее значение в мировой системе хозяйствования. Как напоминание об истории организации, в названии было сохранено слово Europen – Европейская. Штаб-квартира EAN International размещается в Брюсселе. На 01.01.2003 года сеть национальных нумерующих организаций, являющихся членами EAN International, достигла 99 от 100 стран; продолжаются организационные мероприятия для принятия очередных членов. Участниками и пользователями системы EAN являются более чем 1 000 000 компаний в масштабе мира. Система EAN охватывает 90% мировой экономики. Глобализация торговли и рост значения международной деятельности многих фирм, а также изначальное совпадение целей, задач и многих практических решений при реализации американо-канадской и европейской систем создали условия для тесного сотрудничества между EAN International и UCC. В 1995 году EAN International и UCC образовали Комитет по глобальной политике объединенной системы EAN /UCC, так называемый Global Policy Committee (GPC). Результатом работы этого комитета было принятие в 1998 году решения об объединении систем UCC и EAN, а также согласование единого стратегического плана деятельности EAN и UCC и общей структуры рабочих комитетов. Через год была разработана Глобальная спецификация EAN/UCC, которая стала документом, охватывающим все технические аспекты объединённой системы EAN/UCC, а в 2000 году были выработаны процедуры принятия решений по вопросам создания и развития системы EAN/UCC. Общая стратегия объединения должна обеспечить качественно новый уровень развития системы идентификации и нумерации как единой международной системы. Международная ассоциация товарной нумерации EAN International – организатор системы EAN/UCC. Для окончательного перехода на единую согласованную незначащую структуру нумерации всеми пользователями системы EAN/UCC установлена дата – январь 2005 года. До этого срока для нанесения нумерации на торговые единицы, продающиеся в точках розничной торговли в США и Канаде, может использоваться система UCC. Этот порядок сохраняется для тех пользователей Северной Америки, которые не могут еще адаптировать свое программное обеспечение к использованию идентификационных номеров EAN/UCC. |
Tweet |
Надіслати на E-mail Версія для друку |